Защита прав потребителя        13 августа 2018        38         0

Значимость защиты прав сирот

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В целях защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а равно и детей-сирот (две эти категории практически приравнены в правах соответствующим законом) государством закрепляется на законодательном уровне ряд дополнительных льгот и гарантий. Кроме этого, регулируются способы защиты прав данной категории лиц, которые были тем или иным образом нарушены. Прав за такими гражданами закрепляется действительно много, но для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо тщательным образом разбираться, при каких условиях и в каком порядке их можно реализовать, а также какие действия предпринять в случае отказа в этом.

Наиболее полную конкретизацию данной категории прав законодатель закрепил в федеральном законе от 21.12.1996 за №159-ФЗ. Но регулируется этот вопрос и иными нормативными актами, будь то закон о занятости населения, о пенсиях, об образовании или некоторых других.

Проблемы правового регулирования законных интересов детей-сирот

4. Наряду с имеющими место различными экспериментами, организационно-правовое обеспечение которых оставляет желать лучшего, следует указать на преобладание консервативных подходов в системе государственных воспитательных учреждений. К сожалению, поиску новых форм и методов работы в системе государственных воспитательных учреждений не уделяется должного внимания. Правилом является помещение детей в детские дома интернатного типа, руководители которых автоматически получают весь объем прав государственного опекуна и всю связанную с этим ответственность. Процент последующего устройства этих детей в семьи (приемные семьи, передачу под опеку, усыновление) крайне невысок. Выпускники таких детских домов испытывают значительные трудности при последующих попытках интегрироваться в общество.

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

Значимость защиты прав сирот

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Введение 4
Глава 1 Теоретические обоснование проблемы сиротства и социальной защиты детей-сирот 7
1.1 Понятие и сущность сиротства 7
1.2 Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 21
1.4 Меры по социальной защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26
Выводы по теоретической части исследования 30
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» 32
2.1. Общая характеристика ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 32
2.2. Анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 36
Выводы по практической части исследования 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Актуальность темы исследования определяется значимостью защиты детей, а также проблемами, которые существуют в данной сфере, решение которых возможно только посредством совершенствования правового регулирования отношений по защите детей-сирот, организации работы органов опеки и попечительства, а также учреждений, которые осуществляют опеку над детьми-сиротами.
Защита детей-сирот является важной функцией государства и общества, так как данная категории детей наиболее уязвима. Приоритет семейного устройства, который провозглашен в нашем законодательстве, на практике не получил должной реализации. Поэтому, многие дети находятся в учреждениях социального обслуживания. Многие дети, попавшие с ложную жизненную ситуацию, являются социальными сиротами, т.е. переданы на воспитание в государственные учреждения при живых родителях. Это является социальной трагедией и показывает незрелость и проблемы нашего общества. Забота о таких детях, их развитие и последующая адаптация к жизни в обществе является важной задачей, решить которую возможно только совместными усилиями государства, общества и отдельных граждан.
Проблемы, связанные с сиротством исследуются представителями разных наук – психологами, правоведами, социологами и др. В правовой литературе устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, институту опеки, формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уделили внимание Константинова Н.Н, Филипова А.Г. и др. Вопросам развития и современного состояния помощи детям-сиротам в России и за рубежом посвящена работа З.Я. Барановой , правовому статусу детей-сирот посвящена работа И.В. Шишениной , проблемы реализации жилищных прав рассматривала А.К. Мамаева . Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, заметим, что ряд проблем правового регулирования остаются до сих пор не решенными.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, как федерального уровня, так и законодательство субъекта РФ.
Целью исследования является анализ правового регулирования социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.»
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие и сущность сиротства
— рассмотреть проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— рассмотреть особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе
— рассмотреть меры по социальной защите прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— дать общую характеристику ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям»
— провести анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям».
Методологическую базу исследования составляют как общенаучный диалектический метод, который использовался для анализа понятия, сущности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и специальные научные методы исторического, системно-структурного, логического и сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.

Читать еще -->  Подать на развод в одностороннем порядке ua

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная защита вышеупомянутых категорий граждан осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целом, а также отдельными их органами. Российская Федерация, через свои органы, формирует приоритетные направления и стратегию, в области социальной защиты и законодательную базу, обеспечивает ее реализацию, и гарантирует защиту. Более того, социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуют через свою деятельность, политические партии, благотворительные фонды, общественные организации, средства массовой информации, детские и юношеские организации. «Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т. д» [3].Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях.

Общегосударственная политика в области социальной защиты малозащищенных слоев населения, к которым и причисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами, которые установлены законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на профессиональную ориентацию детей, по достижении ими возраста 15 лет, выбор сферы деятельности, трудоустройства, охрану и оплату труда, социальное обслуживание и социальная защита детей, гарантированная материальная поддержка, выплаты государственных пособий, предусмотренных законодательством, социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, право на жилище в соответствии с законодательством РФ, квалифицированная юридическая помощь.

Права и защита детей сирот

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Читать еще -->  Выплата за 2 ребенка рождение

Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.

Процесс защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Приют — пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют -особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой — рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь» Зарецкий В., Дубровская М., Ослон В., Холмогорова А. Пути решения проблемы сиротства в России. М. — 2002 г. с. 235 .

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. И, хотелось бы напомнить, что главной целью исследования является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их.

Глава 1

Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечительства в России начата работа по созданию института приемной семьи.

Сегодня приоритетными направлениями государственной политики являются становление альтернативных форм опеки, законодательные изменения, направленные на государственную поддержку семейных форм воспитания, новые возможности и риски, связанные с созданием и развитием института приемной семьи и детских домов семейного типа.

Положения, выносимые на защиту

4. Годом начала конструирования социальной проблемы защиты прав детей-сирот в России и ее актуализации можно считать 2005 г. В этот период увеличение количества детей-сирот, а также рост случаев иностранных усыновлений российских детей привели к возникновению первичных заявителей проблемы защиты прав детей-сирот (американских усыновителей), и вторичных заявителей — властвующей элиты. Факт присоединения к вторичным заявителям Президента Российской Федерации В.В. Путина и доверие аудитории к мнению президента своей страны побудило россиян к присвоению защите прав детей-сирот статуса социальной проблемы. Именно через механизм государственного освещения с помощью СМК частная, с трудом тематизируемая проблема защиты прав детей-сирот была возведена в ранг актуальной социальной проблемы.

6. Разработка плана общественной кампании по защите прав детей-сирот для неправительственных правозащитных организаций как важных акторов социальной политики в сфере охраны детства выступает важным компонентом профилактики нарушений прав детей-сирот. Сосредоточение основного внимания в подобной кампании на сотрудничестве общественных организаций со средствами массовой коммуникации поможет ей в достижении цели формирования устойчивого представления общественности о праве ребенка на жизнь в семье и, как следствие, изменит социальную интерпретацию проблемы защиты прав детей-сирот.

Глава 1

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.