П 1 ст 18 214 фз

Использование денежных средств застройщиком. Статья 18 ФЗ 214 (ДДУ) с ми 2017

П 1 ст 18 214 фз

1. По расчетному счету застройщика могут осуществляться операции по зачислению и списанию денежных средств в соответствии с настоящим Федеральным законом. Денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться только в следующих целях:

  1. строительство (создание) одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, в соответствии с проектной документацией при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство;
  2. уплата арендной платы за земельные участки, на которых осуществляется строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  3. подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства (создания) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы в случае, если требование об обязательном проведении таких экспертиз установлено федеральными законами;
  4. строительство, реконструкция в границах земельного участка, правообладателем которого является застройщик, сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к данным сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией;
  5. внесение платы за подключение (технологическое присоединение) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения;
  6. платежи по заключенному в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договору об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и связанные с его исполнением, если строительство жилья экономического класса по этому договору осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
  7. платежи по заключенному в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договору о развитии застроенной территории, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщику на основании этого договора и находящихся в границах такой застроенной территории, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  8. платежи по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности договору о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, договору о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей, договору о комплексном развитии территории по инициативе органов местного самоуправления, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с этими договорами, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  9. подготовка документации по планировке территории, строительство и (или) реконструкция в границах такой территории объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник, и объектов транспортной инфраструктуры (дорог, тротуаров, велосипедных дорожек) в случае безвозмездной передачи объектов транспортной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность, если строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в иных случаях, не указанных в пунктах 6 — 8 настоящей части, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  10. уплата процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам на строительство (создание) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительство (создание) иных объектов недвижимости в случаях, указанных в пунктах 7 — 9 настоящей части, с учетом требований статьи 18.1 настоящего Федерального закона;
  11. платежи, связанные с государственной регистрацией договоров участия в долевом строительстве;
  12. размещение временно свободных денежных средств на депозите на банковском счете, открытом в уполномоченном банке;
  13. оплата услуг уполномоченного банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на расчетном счете застройщика;
  14. уплата налогов, сборов и иных обязательных взносов, уплачиваемых в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов;
  15. уплата обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
  16. возврат участнику долевого строительства денежных средств, уплаченных им в счет цены договора, а также процентов на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона;
  17. оплата труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  18. оплата услуг коммерческой организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа застройщика;
  19. денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
  20. оплата иных расходов, в том числе расходов на рекламу, коммунальные услуги, услуги связи, затрат, связанных с арендой нежилого помещения в целях обеспечения деятельности застройщика, включая размещение органов управления и работников застройщика, а также их рабочих мест и оргтехники.

2. Расходы, предусмотренные пунктами 13, 17 — 20 части 1 настоящей статьи, не могут составлять более чем десять процентов от проектной стоимости строительства.

3. Осуществление операций по расчетному счету застройщика в целях, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство, не допускается.

4. Совокупный размер авансовых платежей в целях, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 9 части 1 настоящей статьи, не должен превышать тридцать процентов от проектной стоимости строительства

5. Застройщик обязан обеспечить ведение учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, отдельно в отношении каждых многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

6. Застройщик не вправе осуществлять иную деятельность, за исключением деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство.

7. Застройщик не вправе:

  1. привлекать средства в форме кредитов, займов, ссуд, за исключением целевых кредитов на строительство в соответствии с требованиями части 6 настоящей статьи;
  2. использовать принадлежащее ему имущество для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также для обеспечения исполнения собственных обязательств застройщика перед третьими лицами, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство;
  3. принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;
  4. выпускать или выдавать ценные бумаги, за исключением акций;
  5. предоставлять займы и ссуды;
  6. приобретать ценные бумаги;
  7. создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций;
  8. совершать иные сделки, не связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство или с обеспечением деятельности застройщика.

8.

Денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться в целях, не указанных в части 1 настоящей статьи, только после исполнения обязательств застройщика перед всеми участниками долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в отношении объектов долевого строительства, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство.

9.

Сделка, совершенная застройщиком с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной по иску застройщика, его учредителя (участника) или кредиторов застройщика, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства», если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об установленных ограничениях. Предполагается, что другая сторона сделки знала об установленных ограничениях в случае, если полное фирменное наименование юридического лица содержит слова «специализированный застройщик».

   Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения статьи 18 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ.

Источник: https://zastroy.advokati-moscow.ru/214-fz/statya-18-ispolzovanie-denezhnyih-sredstv-zastroyshhikom/

Ответственность застройщика за нарушение 18 статьи 214 Федерального закона

П 1 ст 18 214 фз

В июле 2018 года в 214 Федеральный закон «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов» внесены значительные изменения.  Были изменены правила по использованию полученных от дольщиков денежных средств.  Их соблюдение гарантировано ответственностью за нарушение ст. 18 фз 214, которая устанавливает эти правила.

Статья 18 214-ФЗ устанавливает правила расходования средств застройщиком

Ограничения на использование денежных средств дольщиков

Правила по расходованию денег дольщиков установлены в зависимости от даты получения разрешения на строительство многоквартирного дома (до или после 1 июля 2018 года).

В начатых до 1 июля проектах нельзя совершать напрямую запрещенные законом платежи. Запрещено предоставлять займы, покупать ценные бумаги, обеспечивать обязательства других лиц и т.п.

Если разрешение на строительство было получено после 1 июля 2018 года, эти ограничения также будут применяться.  Дополнительно, разрешено финансировать только те операции, которые перечислены в законе. Статья 18 214 фз содержит длинный список таких операций (однако их все же недостаточно по мнению многих строительных компаний).

Ответственность за отсутствие специализированного счета

Траты в нарушение правил 214 фз будут нецелевым использованием средств дольщиков.  Законодательство не содержит специальных штрафов за неоткрытие спецсчета застройщика или расчеты с дольщиками с использованием других счетов.

Однако, ответственность застройщика за нарушение ст 18 ФЗ 214 все же может наступить в административном порядке. Для таких случаев применима более общая статья 14.28 КоАП РФ об ответственности за нарушение правил долевого строительства.

  Частью первой статьи установлено, что привлечение финансирования от  дольщиков в нарушение требований, установленных законодательством, влечет наложение штрафа в сумме до 1 млн. руб.

  Менеджеры строительной компании будут дополнительно оштрафованы на сумму до 50 тыс. руб.

Проконсультируйтесь с юристом и узнайте, как правильно действовать в Вашей ситуации

Москва, Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 226

Санкт-Петербург, Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 780

Федеральный номер: 8 (800) 555-67-55 доб. 764

Ответственность за нецелевое использование средств дольщиков

В законе также отсутствует специальная норма, которая бы устанавливала административную  ответственность застройщика за нецелевое использование денежных средств дольщиков.  Однако статья 14.28 КоАП может быть также применена и в случаях, когда застройщик тратит полученные деньги на не разрешенные законом цели.

В случае использования спецсчета, банк будет контролировать списания со счета.  Поэтому такие нецелевые траты будут затруднены.  Если же строительная компания ухитрилась обойти закон, это нарушение будет выявлено органом строительного надзора.  В результате, девелопер потеряет право привлекать деньги дольщиков (постоянно или временно).

В случае, если строительная компания своими действиями причинила значительный ущерб, ее руководитель и собственники могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Последствия нецелевого использования средств дольщиков

Дополнительно к карательным мерам, ст. 18 закона 214 фз устанавливает возможность оспорить сделки, незаконно оплаченные за счет дольщиков.   Право оспорить такие сделки имеют государственные надзорные органы и Фонд защиты прав дольщиков.  Оспорить сделку могут также кредиторы застройщика, в число которых входят и дольщики.

При этом вторая сторона сделки не сможет сослаться на незнание о незаконном финансировании.  Если в названии компании содержатся слова «специализированный застройщик» , какие-либо дополнительные аргументы не потребуются.

  Фактически же незнание другой стороны будет сложно доказать также и во всех других случаях.  Любое заключающее сделку юридическое лицо должно провести  хотя бы минимальную проверку своих контрагентов.

 Поэтому не составляет труда выяснить, что конкретная организация является застройщиком.

Обновленная статья 18 вступила в силу сравнительно недавно.  Поэтому пока не вполне ясно, как на практике будут работать меры наказания за ее игнорирование.  Возможно, в будущем в законе появятся дополнительные меры ответственности для таких случаев.

Проконсультируйтесь с юристом и узнайте, как правильно действовать в Вашей ситуации

Москва, Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 226

Санкт-Петербург, Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 780

Федеральный номер: 8 (800) 555-67-55 доб. 764

Источник: https://fz214fz.ru/sud/otvetstvennost/otvetstvennost-za-narushenie-18-stati

Обзор поправок в Закон «Об участии в долевом строительстве…» № 214-ФЗ. Часть вторая

П 1 ст 18 214 фз

Здесь мы продолжаем начатый ранее Обзор поправок в законодательство о долевом строительстве.

§1. При внесении изменений в Закон № 214-ФЗ, авторы законопроекта на этот раз уделили значительное внимание прозрачности деятельности застройщика. Так, определен широкий объем информации о реализуемом проекте, подлежащей публичному раскрытию застройщиком в сети Интернет, а также регламентирован порядок ее предоставления в открытом доступе (статья 3.

1 Закона). Кроме проектной декларации, заключений органа власти по ней и по самому застройщику, проекта применяемого договора долевого участия, застройщик размещает на своем сайте фотографии хода строительства, а также договор поручительства, заключаемый в порядке ст. 15.3 закона.

Права на доменное имя сайта застройщика должны принадлежать самому застройщику либо поручителю.

Данная мера сама по себе является положительно ориентированной на потребителей, поскольку обеспечивает размещение информации застройщиком по умолчанию без запроса со стороны участников долевого строительства.

Практика показывает, что потребители как правило проявляют пассивность в получении той информации, которую имеют право запрашивать, в связи с чем и застройщики привыкли игнорировать редкие запросы от инициативных граждан, поскольку часто не воспринимают дольщиков как равных контрагентов, нередко злоупотребляя своим положением более сильной стороны договора.

Кроме того, законопроектом предусмотрено создание Единого реестра застройщиков (ст. 231), включающего сведения о строительных организациях, отвечающих законным требованиям, и размещенного в открытом доступе в сети Интернет.

Переоценивать практическое значение указанной меры, на наш взгляд, не стоит. Реестр будет представлять собой лишь «систематизированный перечень юридических лиц».

Практика показывает, что граждане, чьи денежные средства привлекаются для строительства в подавляющем большинстве случаев не пользуются уже имеющимися инструментами проверки контрагента, в том числе бесплатными выписками из ЕГРЮЛ, из которых несложно получить сведения о том, как давно существует организация, с которой имеется намерение заключить договор, кем являются ее участники, не зарегистрированы ли учредители за пределами РФ (в том числе, на оффшорных территориях). Не пользуются потребители и доступными базами судебных дел, которые могут содержать информацию о неблагонадежности контрагента.

§2. Изменения касаются и более тонких моментов, то есть вопросов, которые, на первый взгляд кажутся не столь значимыми, но, пожалуй, не останутся незамеченными специалистами.

Так, законопроект предусматривает правило, согласно которому оплата по договору долевого участия в строительстве вносится только после государственной регистрации договора (ч. 3 ст. 5), равно как и оплата по договору цессии, если цедентом является юридическое лицо (ч. 3 ст. 11).

На практике, застройщики активно  принимают денежные средства от граждан-дольщиков непосредственно в момент подписания договора (в том числе в качестве так называемой «брони»).

Способы могут быть самыми разными, вплоть до заключения отдельного договора беспроцентного займа на несколько лет на полную сумму цены договора долевого участия, где кредитором выступает будущий дольщик, который в дальнейшем может произвести зачет встречных требований по оплате долевого взноса в счет возврата суммы займа. Соглашение о задатке или обеспечительном платеже на этом фоне, конечно, выглядят вполне цивилизованно.

Норма, посвященная цене договора, дополнена возможностью определения цены через стоимость единицы площади (квадратного метра).

На практике и без этой нормы цена договора обычно устанавливается в качестве фиксированной суммы с указанием на то, что расчет производится в привязке к определенной стоимости квадратного метра.

Это позволяет создать методику расчета изменения стоимости в случае отклонения фактической площади от проектной и дальнейшего перерасчета (чаще, конечно, в сторону требований застройщика произвести доплату за увеличившуюся площадь).

Вместе с тем, законодатель делает важное замечание о том, что при расчете площадей лоджий, балконов, веранд и террас применяется понижающий коэффициент, установленный подзаконным актом.

В отсутствие данного указания застройщики практикуют установление собственных понижающих коэффициентов.

Это может приводить к тому, что дольщик оплачивает одну площадь (рассчитанную с учетом коэффициента застройщика), а фактически (с учетом технической документации, выдаваемой инвентаризационным бюро) получает квартиру меньшей приведенной площади.

В целях обеспечения гарантий качества объекта долевого строительства законодатель дополняет статью 7 Закона № 214-ФЗ положениями, устанавливающими ответственность застройщика за нарушения согласованного с потребителем срока устранения недостатков объекта (ч. 8 ст. 7).

Обязанность застройщика по своевременному устранению недостатков обеспечивается начислением за просрочку неустойки, размер которой определяется по правилам п. 1 ст.

23 Закона N 2300-1 , то есть в настоящее время составляет 1% от стоимости расходов, необходимых для устранения такого недостатка (дефекта), за каждый день просрочки.

§3. Серьезным шагом к усилению контроля над деятельностью застройщика является попытка законодателя нормативно обеспечить целевое расходование денежных средств. Исчерпывающий перечень таких целей содержится в расширенной редакции части 1 статьи 18 Закона.

Вводится запрет на нецелевое использование денег, предписывается раздельный учет денежной массы для одного объекта (или связанной группы объектов). Ответственность за целевое использование несут руководитель и главный бухгалтер строительной организации.

При этом годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту (ч. 4 ст. 18).

С указанными нормами связана новелла, посвященная  условиям использования застройщиком привлекаемых денежных средств на объекты социальной инфраструктуры и уплату процентов по целевым кредитам, выданным на строительство этих объектов (ст. 18.1). Общим условием является переход указанных объектов в долевую собственность дольщиков либо безвозмездная передача их в государственную или муниципальную собственность.

Также к мерам защиты денежных средств дольщиков можно отнести новеллы, посвященные возможности применения для расчетов по договорам долевого участия в строительстве механизма счетов эскроу (ст.ст. 15.4-15.5).

§4. Рассмотренные обязанности, возлагаемые на застройщика, корреспондируют соответствующим контрольным (надзорным) полномочиям органа исполнительной власти, осуществляющего надзор над сферой строительства.

Многие из этих полномочий утратили признак дискреционности и приобрели форму предписания (ст. 23 Закона). Слово «вправе» (в связи с перечнем полномочий госоргана) предшествует теперь лишь функциям по получению информации.

Таким образом, все иные полномочия реализуются как прямая обязанность, не зависящая от усмотрения исполнительного органа.

Перечень таких полномочий расширен. Например, контролирующий орган получает от застройщика информацию о физическом лице, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным лицом (застройщиком) (п. 1.3 ч. 6 ст. 23).

Существенным нормативным нововведением является наделение контролирующего органа функцией контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов с учетом положений Закона № 214-ФЗ о контроле за деятельностью застройщиков.

Не секрет, что жилищно-строительные кооперативы имеют весьма дурную репутацию и, являясь слабо регламентированной схемой привлечения денег граждан участниками строительного рынка, дают благодатную почву для антипотребительского произвола строительных организаций. Как правило, пайщики узнают об отсутствии у них гарантий, предоставляемых дольщикам Законом № 214-ФЗ, а также Законом РФ «О защите прав потребителей» уже на стадии грубого нарушения своих имущественных интересов, не обеспеченных надлежащей правовой защитой.

В связи с расширением полномочий контролирующего органа в этой сфере законопроектом вносятся изменения в ст. 123.

2 Жилищного кодекса РФ, которая, в частности, дополнена полномочиями по ежеквартальному получению сведений от жилищно-строительного кооператива о деятельности последнего, в том числе, об исполнении обязательств перед членами кооператива и иными лицами, а также получению промежуточной и годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности кооператива (п. п. 3.2-3.3 ч. 2 ст. 123.2 Кодекса). Результаты соответствующих проверок публикуются контролирующим органом в сети Интернет (ч. 7 ст. 123.2 ЖК РФ).

Внушительный объем рассмотренных в обзоре поправок свидетельствует о намерении государства и в дальнейшем поддерживать и развивать долевое строительство.

При имеющихся объемах возводимого жилья неэффективное правовое регулирование этой отрасли чревато социальной напряженностью, поэтому, как видно из свежих поправок, законодатель идет по пути ограничения объема свободного усмотрения застройщика в его отношениях с гражданами и повышения ответственности застройщиков при осуществлении своей деятельности

Законопроектом установлено вступление в силу новой редакции Закона № 214-ФЗ с 01 января 2017 года (в основной его части).

Положения, связанные с требованиями к размеру уставного капитала, регулированием особенностей использования счетов эскроу и заключения договора поручительства застройщика с учредителем, а также ведения единого реестра застройщиков начнут действовать на полгода позднее.

Нормы, касающиеся компенсационного фонда, за счет которого должны достраиваться дома при банкротстве застройщиков (ст. 23.2), вступают в силу со дня официального опубликования закона о внесении поправок.

С паспортом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/07/03/obzor_popravok_v_zakon_ob_uchastii_v_dolevom_stroitelstve%E2%80%A6__214fz_chast_vtoraya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.