Отмена монетизации льгот

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Отмена монетизации льгот

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот.

Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте.

В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года.

На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета.

Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране.

Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией.

С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

Совет

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год.

Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан.

При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу.

Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей.

О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране.

Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа.

Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат.

Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку.

Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot

Минздрав России предлагает отменить монетизацию льгот на лекарства

Отмена монетизации льгот

В ходе состоявшегося на прошлой неделе специального заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека эксперты обсудили ряд проблем, связанных с монетизацией льгот на лекарственное обеспечение.

Заместитель Министра здравоохранения Наталья Хоровая отметила, что в России почти 76% льготников отказались от бесплатного лекарственного обеспечения, выбрав монетизацию льготы. Напомним, что с 1 февраля 2018 года ежемесячная стоимость набора социальных услуг составляет 1075 руб., из которых на обеспечение необходимыми медикаментами предусмотрено 828 руб.

(Информация Пенсионного фонда России от 29 января 2018 г.). Всего на монетизацию, по данным министерства, направлено 118 млрд руб. “Таким образом нарушается страховой принцип предоставления лекарств. Это привело к дефициту средств на закупку медикаментов для остальных льготников, – убеждена Наталья Хоровая.

– В связи с чем мы ставим в министерстве вопрос либо об отмене монетизации, либо о совершенствовании нормативно-правовых актов, в том числе в рамках реализации действующего постановления о поддержке развития медпромышленности и улучшения лекарственного обеспечения”.

С тем, что монетизация социального обеспечения приводит к разбалансированию системы льготного предоставления лекарственных препаратов, согласен также руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко.

“Значительная часть отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации имеют инвалидность и должны принимать лекарства. Конечно, не все из них нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов, но для большинства – эта помощь необходима, – убежден он.

– Система льготного обеспечения лекарствами создана была для того, чтобы минимизировать проблемы со здоровьем, а также лечение в стационарах”. С такой позицией согласен и заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Игорь Бондарь.

“Если дать человеку бесплатно вовремя таблетку, дальнейшая экономия будет колоссальная: на стационары, больничные листы и вызов скорой помощи. Увеличится количество рабочих дней, а значит, и налогов”, – считает он.

В связи с отказом федеральных льготников от набора соцуслуг в пользу ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) страдают также и региональные льготники, имеющие право на бесплатное лекарственное обеспечение только в рамках п. 5 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г.

№ 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения”, считает заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров.

Напомним, что к примеру, инвалиды, дети-инвалиды, блокадники, участники и ветераны войн, “чернобыльцы” и “семипалатинцы” имеют право на получение социальной услуги по лекарственному обеспечению по двум основаниям и из двух источников финансирования: из федерального бюджета (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г.

№ 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”; далее – Законом о государственной социальной помощи) и по региональной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (постановление Правительства РФ № 890).

Однако ветераны войны и труда, многодетные и малоимущие семьи, а также беременные женщины и безработные имеют право на дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения только за счет региональной программы помощи гражданам (абз. 4 п. 5 постановления Правительства РФ № 890).

“При этом в случае отказа от получения лекарств по федеральной программе в пользу ЕДВ федеральные льготники полностью получают необходимые лекарства за счет средств регионального бюджета.

Это уменьшает объем финансирования лекарственного обеспечения граждан, которые не имеют права на предоставление набора социальных услуг или денежной компенсации, и обеспечиваются бесплатными лекарствами только за счет средств регионального бюджета”, – пояснил Бобров.

В целях обеспечения социальной справедливости и исключения получения одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям СПЧ предложил Правительству РФ исключить это дублирование путем отмены постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.

Эксперты также отметили, что отсутствие надлежащего финансирования либо перебои с финансированием поставок лекарств приводят к их хроническому отсутствию для лечения даже распространенных заболеваний по рецептам врачей (диабет, онкозаболевания, астма, глаукома и др.).

“Требуется оптимальное решение вопроса соотношения федерального и регионального источников обеспечения населения лекарственными средствами”, – считает Евгений Бобров.

Он предложил правительству оценить возможность привлечения источников внебюджетного финансирования, а также проработать другие эффективные гарантии поддержки реализации права граждан на лекарственное обеспечение.

Источник: https://www.garant.ru/news/1184787/

Монетизация льгот ЖКХ: как и зачем?

Отмена монетизации льгот

Замена муниципальных льгот по оплате ЖКХ на денежные выплаты вызвала много вопросов у жителей. 5 февраля ситуацию обсудили в прямом эфире телеканала «ОТВ». «Одинцово-ИНФО» выделяет главное.

«Люди немного запутались»

Участниками программы стали: замглавы администрации Одинцовского округа Елена ДЁГТЕВА, начальник Управления социального развития администрации округа Наталия КАРАВАЕВА и заведующая отделом обеспечения социальных гарантий Одинцовского управления соцзащиты населения Марина КУШНАРЁВА.

«Действительно, тема серьёзная и актуальная. Возник ажиотаж. Я знаю, что он не стихает последние недели две. Штурмуют и администрацию, штурмуют и управление соцзащиты. Люди, мне кажется, немного запутались», — начала эфир ведущая Мария ШМАТКОВА.

Муниципальные льготы в виде скидок по оплате ЖКУ ранее были отражены в квитанциях. С 1 января 2020 года они заменены на ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1000 руб.

Единый подход

Елена Дёгтева сообщила, что решением Совета депутатов от 20 декабря 2019 года был принят единый подход на территории Одинцовского округа. Новое положение привело все территории муниципалитета к единому стандарту и единым выплатам.

Заместитель главы администрации добавила, что изменения относятся только к тем дополнительным муниципальным льготам, которые предусмотрены в рамках бюджета Одинцовского округа.

Наталия Караваева напомнила, для каких категорий граждан вместо скидок на оплату ЖКХ предусмотрены ежемесячные муниципальные выплаты:

  1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны
  2. Труженики тыла, , награждённые медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»
  3. Неработающие пенсионеры, награждённые медалью «За доблестный труд на благо Одинцовского муниципального района», при отсутствии мер социальной поддержки по другим основаниям
  4. Инвалиды общего заболевания, зарегистрированные в частном жилищном фонде многоквартирного дома, семьи, имеющие детей-инвалидов.

Это решение она объяснила тенденцией приведения всех мер поддержки к монетизации: «Это тенденция не только в Одинцовском округе, но и в Подмосковье и в России. Мы унифицируем такой способ оказания поддержки нашим гражданам».

Следующее — здесь мы получаем прозрачный механизм получения данных льгот. При этом я хочу отметить, что не все наши территории имели возможность оказывать такую льготу населению. Она абсолютно прозрачна. 1000 рублей — ясно, понятно, прозрачно.

Федеральные и региональные льготы — без изменений

Марина Кушнарёва напомнила, что с 1 января 2020 года ни федеральное, ни региональное законодательство не изменилось. Тем, кто получал от управления соцзащиты компенсации в соответствии со своей льготной категорией, заново переоформлять и подавать какие-либо заявления не стоит.

В полномочия Одинцовского управления социальной защиты населения входит предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Все компенсации предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, которые переводятся на расчётные счета граждан.

Расчёт компенсации — на основании сведений, которые передают управляющие компании о произведённых гражданами оплатах. И мы производим расчёт в соответствии со льготной категорией, которая есть у гражданина, и перечисляем на расчётные счета.

Отмена льготы для детей по потере кормильца

В прямой эфир позвонила Елена. Она задала вопрос об отмене льготы для детей по потере кормильца. Наталия Караваева сообщила, что по данному вопросу много обращений от жителей — депутаты выступают за дополнение перечня мер социальной поддержки.

Все меры социальной поддержки, которые были приняты — это живой организм, в который мы будем вносить изменения. Очень много было обращений. Не на всех территориях такая льгота была для жителей Одинцовского района.

В частности, по городскому поселению Одинцово была такая льгота для детей по потере кормильца. Но, допустим, в Звенигороде и ряде других поселений такой льготы не было.

***

Думаю, что ребята, которые потеряли родителей, не останутся без внимания. И такая льгота будет в Одинцовском округе в случае решения Совета депутатов.

Слева направо: Наталия Караваева, Елена Дёгтева, Марина Кушнарёва, Мария Шматкова

Муниципальные меры соцподдержки — дополнительные

Наталия Караваева отметила, что муниципальные меры соцподдержки являются дополнительными — возможность их оказывать существует при наличии средств в бюджете.

По её словам, муниципалитеты с дефицитными бюджетами не могут оказывать меры социальной поддержки. А в разных городских округах Московской области дополнительные меры соцподдержки отличаются.

Прийти с документами могут родственники

Жительница Одинцово позвонила в эфир с вопросом, как оформить выплату по ЖКХ в случае, если получатели льгот — инвалиды, которым тяжело самостоятельно прийти в территориальное управление с пакетом документов.

Наталия Караваева заявила, что в таком случае с простой письменной доверенностью (без заверения нотариусом) могут прийти родственники или соседи. А в дальнейшем чиновники сами будут выходить к таким людям:

Дайте нам недельку всё это разложить по полочкам. Большой наплыв «схлынет» за эту неделю и мы обязательно обратимся к волонтёрам. Сами придём и возьмём документы.

В качестве ещё одного варианта участники телепередачи назвали возможность для человека обратиться с просьбой в Территориальное управление для выезда на дом сотрудника, уполномоченного для заверки копий документов.

Переходный период — три месяца

Для получения выплаты льготник до 31 марта 2020 года должен обратиться с необходимыми документами в Территориальное управление (бывшую администрацию поселения) по месту жительства. Тогда он получит компенсацию и за январь, и за февраль.

При обращении после 31 марта выплату будут начислять с месяца, в котором было подано заявление.

Пакет документов для оформления выплаты: паспорт; СНИЛС; документ, подтверждающий право на получение льготы; свидетельство о праве собственности на квартиру (для инвалидов общего заболевания и детей-инвалидов); номер лицевого счёта получателя и банковские реквизиты кредитной организации (или сберегательная книжка); выписка из домовой книги (сроком действия 30 дней с даты выдачи); копия финансово-лицевого счёта.

Во время прямого эфира Наталия Караваева порекомендовала заявителям не приезжать на этой неделе. В качестве дней с минимальной очередью она назвала вторник и четверг (вторую половину этих дней).

До 14 февраля в отделе социальной поддержки населения Одинцово (Молодёжная улица, 18, кабинет 203) принимают ежедневно с 09:00 до 18:00 (перерыв с 13:00 до 14:00).

График с 14 февраля: понедельник — с 14:00 до 17:00; среда — с 10:00 до 17:00, обед с 13:00 до 14:00; пятница — с 10:00 до 13:00.

Для Одинцово контактный телефон по вопросам льгот и выплат: +7 495 596-58-02. Жители других населённых пунктов могут узнать контактные телефоны и графики работы на сайтах своих Территориальных управлений.

Проблемы с информированием

Свой вопрос участникам телепередачи задал главный редактор «Одинцово-ИНФО» Андрей ОСТРОУХОВ:

Депутаты приняли решение в декабре 2019 года. Почему все разъяснения происходят в феврале? Почему многие узнали о них, только получив январские платёжки? Почему нельзя было предвидеть это социальное недовольство и предупредить вовремя, подробно дав ответы?

«Мы принимаем упрёк и недовольство», — ответила Наталия Караваева. В качестве причин она назвала длительное согласование порядка и большое количество «нюансов и «нестыковок» при утверждении постановления.

Для нас это был первый опыт — объединить весь округ, правильно просчитать и распределить денежные средства. Поэтому, безусловно, недоработка. Мы принимаем это на себя и несём ответственность. Сейчас мы регулярно выступаем перед нашими жителями. И готовы выступать до тех пор, пока абсолютно всё не будет ясно.

Начальник Управления социального развития отметила, что первые выездные встречи с жителями всех 17 территорий были 21-23 декабря, сразу же после заседания Совета депутатов: «Безусловно, этого оказалось мало. Теперь ещё раз разъясняем».

В свою очередь, Елена Дёгтева анонсировала возможность ещё одного рейда по каждой территории для разъяснений и ответов на вопросы. Она добавила, что при подаче документов дополнительные разъяснения дают в Территориальных управлениях.

Главное

Федеральные и региональные льготы — без изменений, переоформлять не надо. Всё как было, так и осталось.

Муниципальный уровень — дополнительные 17 мер поддержки, которые приведены к единому стандарту. Порядок и положение по их получению выдаче опубликованы на сайте администрации округа.

Все муниципальные льготы носят заявительный характер, жители должны обратиться в свои Территориальные управления.

Чиновники планируют продолжать встречи для разъяснений.

Запись телепередачи на «ОТВ»

Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 №23/12 «О мерах социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно зарегистрированных на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области».

В тему:

45.80.68.58

Источник: https://odintsovo.info/news/?id=71451

«Застрелите нас»: как проходила монетизация льгот

Отмена монетизации льгот

Пятнадцать лет назад, 22 августа 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №122-ФЗ с длинным названием на четыре полноценные строки. В народе реформу окрестили более прозаично и точно — монетизация льгот.

Льготная система была введена в эпоху тотального дефицита времен СССР. Она предполагала оказание привилегий незащищенной части населения. Причем если до 1980-го года программа распространялась лишь на пенсионеров и инвалидов, но в 90-е годы в категорию льготников попало больше половины населения страны.

В условиях гиперинфляции и хронической нехватки денег в кошельках россиян, льготная система позволяла снизить волну социального недовольства и хотя бы частично погасить протестные настроения, отмечают эксперты.

Льготы выступали своеобразным элементом сдерживания и помогали новому правительству в «лихие 90-е» удержаться на плаву. Затем наступили сытые 2000-е, россияне постепенно начали выбираться из тотальной бедности, и вероятность вспышек мятежей на социальной почве снизилась.

При этом власти в целом руководствовались желанием упростить запутанную систему социальных привилегий. Льготы требовали серьезных дотаций, а у тогда еще неокрепшей российской экономики их не было.

«В итоге решили реформировать систему, заменив некоторые права соизмеримыми денежными выплатами, но граждане отнеслись к реформе негативно, особенно горожане.

Только вчера они проходили в метро, гордо показав удостоверение, например, ветерана труда, а сегодня уже через турникет пропускают только по билетам.

Россияне чувствовали себя обманутыми, как и ходе состоявшейся в 90-е приватизации», — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

Вопреки надеждам властей, россияне восприняли новость об отмене льгот очень негативно. Так, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона.

Например, 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, а уже 2 августа акции протеста состоялись практически во всех крупных городах страны.

К протестам даже присоединилась Национал-большевистская партия (организация запрещена в России)Эдуарда Лимонова, который вмести с единомышленниками провел акцию по захвату приемной Министерства здравоохранения.

Волна протестов охватила и Московскую область, где на несанкционированный митинг пришли около двух тысяч пенсионеров.

Они требовали вернуть льготы на проезд и бесплатные лекарства, подкрепляя свою позицию плакатами с лозунгами и «Долой такую власть!» и «Застрелите нас!»

«Люди были попросту обижены. Они получали льготы за свои заслуги. А им вместо благодарности всучили какие-то деньги. Граждане восприняли это как унижение.

Особенно негодовали жители Химок, которые раньше ездили бесплатно в автобусе до Москвы каждый день, а теперь должны были стоять в очереди и покупать билет», — вспоминает Евгений Гонтмахер, добавляя, что часть россиян боялись повторения негативного опыта приватизации.

Между тем протестные акции продолжились и в январе 2005 года, когда закон фактически вступил в силу.

Масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и в этот раз сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Любопытно, что лицом таких акций стали пенсионеры, в то время как их негласно поддерживали военные. Опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг. К акции даже подключились казаки, сформировав офицерско-казачье ополчение.

В результате правительство попыталось смягчить ситуацию: президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, а с 1 марта, а также повысить их сразу на 200 рублей.

Также российский лидер поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Сохранить бюджет

Между тем власти преследовали благие цели при переходе на денежные компенсации. По крайнем мере, идейный адепт реформы и тогда еще министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заявлял, что больше всего от изменений выиграют простые горожане. По мнению чиновника, выгода от денежных компенсаций с лихвой должна была перекрыть якобы «несерьезные права льготников».

Изначально Минфин, советники которого также участвовали в создании реформы, предлагали монетизировать более десяти льгот, в том числе и по услугам ЖКХ. Но в итоге решили отменить всего три: право на бесплатное санаторно-курортное лечение, проезд в городском транспорте и пригородных электричках и обеспечение медикаментами.

«Те, кому нужны лекарства, получат не только деньги», — неоднократно обещал Зурабов во время первого этапа реформы.

При этом всем критикующим изменения министр отвечал, что у них «в голове мусор, причем пластиковые бутылки перемешаны с банками».

С помощью монетизации льгот власти пытались снизить нагрузку на федеральный бюджет, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

По словам профессора, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, реформа была «экстремально необходима» для российской экономики.

«Льготами пользовались буквально все горожане и в меньшей степени сельское население. На это тратились колоссальные средства», — отмечает профессор.

До 2004 года только на федеральном уровне в России насчитывалось около 120 видов льгот, а их получателями выступали свыше 220 категорий граждан. Всего различными льготами пользовались более 103 млн человек.

Необходимо отметить, что большинство из них действительно являлись ветеранами труда и инвалидами войны.

По замыслу чиновников, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. рублей, ветераны войны – по 1,5 тыс. рублей, инвалиды войны – по 2 тыс. рублей, а блокадники – по 1,1 тыс. рублей.

Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, и от 800 до 1,4 тыс. рублей для инвалидов различных групп. На замену льгот деньгами только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей.

«Но эти деньги не восполняли затрат горожан на тот же проезд в общественном транспорте, поэтому переход на компенсации был столь болезненным как для правительства, так и для населения.

Конечно, от реформы выиграли жители сел, которые об этих льготах и не особо знали, но в большинстве случаев власти, по сути залезли в карман к ветеранам труда инвалидам и участникам ВОВ», — указывает Наталья Зубаревич.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/21/12592609.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.