Отмена доплаты к пенсии муниципальным служащим

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2020 г. № 21-4/10/ФС-866 “Разъяснения Минтруда России по вопросу продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципального служащего”

Отмена доплаты к пенсии муниципальным служащим

Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения – пенсию за выслугу лет.

Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.

Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих – при наличии стажа от 10 – до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.

Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.

Рассматривались различные способы повышения стажа – одномоментно, поэтапно – в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).

И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и приложении 2 к нему.

В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.

Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году – 17,5 лет, в 2022 – 18 лет, в 2023 – 18,5 лет и т.д. согласно приложению.

При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч.

 увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.

К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 N 143-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан”, а именно:

за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Заместитель директораДепартамента пенсионногообеспечения – начальник отдела Г.И. Сысойкина

Стаж муниципальной службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет повышен до 20 лет. Повышение происходит поэтапно – по полгода в год.

Для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 г. необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет; в 2021 г. – 17,5 лет; в 2022 г. – 18 лет; в 2023 г. – 18,5 лет и т. д.

При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, а по совокупности всех установленных условий, в т. ч. увольнении с муниципальной службы.

Минтруд разъяснил, за какими муниципальными служащими сохранено право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам, действовавшим до 2017 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74362639/

Муниципальную пенсию отменят

Отмена доплаты к пенсии муниципальным служащим
Система пенсионного обеспечения в России предусматривает различные виды оснований для начисления материального обеспечения. Одним из них является выслуга.

Собственно, под ней следует понимать определенные периоды осуществления трудовой или служебной деятельности, которые дают право на какие-либо льготы.

К последним относятся различные денежные прибавки и выплаты, а также возможность досрочного выхода на пенсию.

Механизм выслуги лет применяется по отношению к представителям далеко не всех профессий, а лишь к занятым в определенных, установленных законом сферах. На соответствующие льготы могут рассчитывать военнослужащие, работники правоохранительных и иных силовых структур.

С некоторыми условностями специальный стаж присутствует у педагогов и медицинских работников. Кроме этого, выслугу имеют государственные и муниципальные служащие. На последних следует остановиться более подробно.

Что такое муниципальная пенсия

Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций.

Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов.

Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.

Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.

Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.

Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.

Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.

Кто относится к муниципальным служащим

Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.

Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть.

Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих.

Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.

Основными характерными признаками муниципальной службы являются:

  • курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
  • исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
  • нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
  • финансирование происходит из средств местных бюджетов.

Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:

Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.

Кроме этого, муниципальные служащие могут иметь различные знаки классности – чины и ранги. В зависимости от наличия того или иного разряда, чиновнику положены различные надбавки к должностному окладу.

Отмена государственных пенсий

В ходе встречи с жителями Саратова 11 августа 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже не исключил отмену государственных пенсий. Он отметил, что пенсионная система имеет значительный дефицит — «дыру», что в свою очередь ставит под сомнение вопрос о возможности дальнейших выплат (притом, если ничего не предпринимать, эта дыра будет ежегодно расти).

Сам председатель Госдумы свое заявление не прокомментировал, но многие российские чиновники и политики считают, что председатель Госдумы не имел в виду каких-либо планов по отмене пенсий, а только указал на существующие проблемы в бюджете ПФР, которые необходимо решать в срочном порядке. В противном случае пенсионная система просто будет неспособна обеспечить всех пенсионеров положенными им сейчас выплатами, не говоря уже о каких-либо индексациях и доплатах к пенсии.

Перечисление в бюджет ПФР в 2018 году в размере 3,3 трлн руб. составляет почти 20% всего госбюджета.

В Правительстве и Госдуме отмечают, что эти средства могли бы (и должны) быть направлены на решение других вопросов — на медицину, образование, дорожное строительство и др.

И с каждым годом эта «дыра» в бюджете ПФР будет только увеличиваться, что потребует еще большего дополнительного финансирования Пенсионного фонда из госбюджета. А выплата пенсий — это, к сожалению, далеко не единственное обязательство государства перед населением…

Именно поэтому Правительство предложило повышение пенсионного возраста как первый шаг к решению проблемы, но это далеко не единственное предложение. Например, с 2021 года планируется внедрение нового варианта накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволит гражданам самостоятельно откладывать на свою будущую пенсию.

Порядок оформления

Чтобы оформить надбавку к пенсии муниципальным служащим в 2020 году, следует обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда РФ по месту проживания пенсионера. Из документов потребуются:

П ри наличии оснований, для корректного исчисления страховой пенсии потребуются:

  • свидетельство о рождении детей;
  • свидетельство о браке;
  • документы, подтверждающие наличие иждивенцев у заявителя.

Подать документы гражданин вправе лично в ПФ РФ, отправить их по почте, через МФЦ либо с помощью личного кабинета гражданина на сайте ПФ РФ.

Что требуется для назначения пенсионных выплат за выслугу

Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:

  • наличие стажа местной службы — самой выслуги. Ее продолжительность определяется по правилам из приложения № 2 к 166-ФЗ и зависит от момента выхода: выслуга лет муниципальным служащим в 2020 году составит 17 лет;
  • наличие определенных оснований для увольнения: соглашения сторон, инициативы работника, ликвидации органа местной власти или достижения гражданином предельного возраста нахождения на службе, равного 65 годам;
  • в некоторых случаях, например, если гражданин увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон, для получения выплаты за выслугу ему необходимо соблюсти требования для получения страховой пенсии: достичь пенсионного возраста и иметь необходимое количество пенсионных коэффициентов, на 2020 это количество составляет 16,2.

Читайте так же:  Срок дожития при досрочном выходе на пенсию

Пункт 1.1 статьи 7 166-ФЗ устанавливает условия, при которых гражданин получает пенсию по выслуге лет до того, как появляются основания для назначения страховой по старости, то есть досрочно:

  • у него имеется стаж работы на местной службе не менее 25 лет;
  • как минимум последние семь из них до увольнения он провел на местной службе;
  • гражданин уволился по собственной инициативе.

Планируются изменения: последние новости о муниципальной пенсии в 2020 году обещают, что минимальная выслуга увеличится, к 2026 г. она станет 20 лет и больше расти не будет.

Других изменений, включая индексацию пенсий муниципальным служащим в 2020 году, не предвидится, но учитывая, что сотрудники органов власти всех уровней первыми тестируют на себе грядущие законодательные изменения, требования для получения выплат периодически меняются.

Назначение страховой выплаты по старости

Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.

Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017.

Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин.

Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:

Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016)Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей
МужчиныЖенщины
2017V + 6 месяцевV + 6 месяцев
2018V + 12V + 12
2020V + 18V + 18
2020V + 24V + 24
2021V + 36V + 36
2022V + 48V + 48
2023V + 60V + 60
2024V + 60V + 72
2025V + 60V + 84
2026 и последующиеV + 60V + 96

V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.

Могут ли отменить пенсию?

В связи с этим многие эксперты, которые занимаются разработкой планов и проектов по экономическому развитию страны по заказу Минфина и Счетной палаты, отмечают, что в ближайшие годы пенсии могут отменить и заменить их на выплаты по нуждаемости.

Подобное заявление, в частности, сделал в 2017 году ректор РАНХиГС и эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Мау, который занимался созданием комплексного плана экономического развития России до 2025 г.

Он же присутствовал на парламентских слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, прошедших в Госдуме 21 августа 2018 года.

Владимир Мау отмечал, что для обеспечения достойного уровня пенсий могут быть предприняты различные решения — однако, согласно расчетам, все они неэффективны:
  1. Можно повысить пенсионный возраст, сохранив нынешнюю солидарную пенсионную систему (когда пенсии выплачиваются за счет взносов, уплачиваемых работающими гражданами). Но такой вариант, по мнению В. Мау, позволит решить все проблемы только в том случае, если пенсионный возраст существенно выше имеющейся сейчас ожидаемой продолжительности жизни и составляет около 75-80 лет, что в принципе нереализуемо.
  2. Можно увеличить отчисления ПФР с 22% до 40% для достижения необходимого баланса. Но это приведет к значительному росту «серых» схем оплаты труда, росту объемов теневой экономики и сделает невозможным экономический рост в стране, поэтому такой вариант тоже нельзя рассматривать всерьез.

Это означает, что, по мнению эксперта В. Мау, в обозримом будущем граждане должны будут самостоятельно обеспечить себе жизнь в старости с помощью сбережений, вкладов в недвижимость, за счет близких родственников, а государственные пенсии будут выплачиваться только тем, кому они действительно нужны — в связи с состоянием здоровья и тяжелым материальным положением.

Виды выплат муниципальным служащим

Муниципальные служащие вправе получать одновременно:

  • выплату за выслугу: эта возможность им предоставлена ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ как гражданским служащим (ст. 24 25-ФЗ говорит о том, что пенсионные права местных и гражданских служащих одинаковы);

Источник: https://eng-metodika.ru/munitsipalnuyu-pensiyu-otmenyat/

Верховный Суд РФ отменил пересчёт пенсии за выслугу лет бывшей главе села Первомайского

Отмена доплаты к пенсии муниципальным служащим

В администрацию Тындинского района поступило определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 году, который отменил решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 года. Бывшей главе Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет.

Людмила Шамрай обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет.

В обоснование требований она ссылалась на то, что с 27 декабря 1996 года по 10 января 2005 года она замещала должность главы администрации села, а с 28 ноября 2009 года получает пенсию за выслугу лет в размере 16 836 руб.

Такое решение 1 декабря 2009 года приняла администрация Первомайского сельсовета (45% базового денежного вознаграждения по должности).

7 мая 2014 года Людмила Шамрай обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельсовета, в котором просила произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу новой редакции Устава этого населенного пункта. Действующая глава администрации сельского отказала ей в этой просьбе. Такое решение было принято в связи с тем, что нормативными правовыми актами перерасчет пенсии за выслугу лет не предусмотрен.

Не согласившись с отказом, пенсионерка просила районный суд признать незаконным решение администрации Первомайского сельсовета от 26 мая 2014 года, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу изменений, внесенных в Устав Первомайского сельсовета и положение от 27 августа 2008 года № 21, то есть с 25 января 2012 года, исходя из ее стажа муниципальной службы (стаж Людмилы Бонифатьевны – 11 лет 11 месяцев 1 день). Женщина просила установить ей «муниципальную доплату» к пенсии по старости в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

26 ноября 2014 года решением Тындинского районного суда Амурской исковые требования Людмилы Шамрай были удовлетворены. Отказ администрации села в перерасчете пенсии был признан незаконным.

На ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет Людмиле Шамрай пенсии за выслугу лет с 25 января 2012 года в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

В администрации Первомайского сельсовета с данным решением не согласились, посчитав, что тратить средства скудного местного бюджета на повышения муниципальных пенсий неразумно. Однако в судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Глава Первомайского сельсовета подала в Верховный Суд Российской Федерации кассационную жалобу для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Людмилы Шамрай.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Так, в Верховному Суде посчитали, что на момент выхода Людмилы Шамрай на пенсию в п. 4 положения от 27 августа 2008 г.

№ 21 был закреплено, что лицу, замещавшему должность администрации Первомайского сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности администрации Первомайского сельсовета сроком семь и более лет – 45% денежного вознаграждения по соответствующей должности.

Решением администрации Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай была установлена пенсия за выслугу лет в размере 12 879,54 руб. (45% денежного вознаграждения по должности главы администрации).

В дальнейшем в связи с повышением денежного вознаграждения по должности главы администрации женщине производился перерасчет пенсии за выслугу лет: в мае 2010 года размер пенсии истца за выслугу лет составлял 13 638,6 руб., в августе

года – 15 411,64 руб., в октябре 2012 года – 16 337,34 руб., в октябре 2013 года – 17 235,45 руб.

Решением Первомайского сельского Совета народных депутатов от 31 мая 2011 года был принят Устав Первомайского сельсовета, в части 3 ст.

29 было предусмотрено, что при замещении должности главы Первомайского сельсовета в течение свыше двух сроков исполнения полномочий главе в связи с выходом на пенсию устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45% базового денежного вознаграждения по должности.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области и муниципальными правовыми актами для территории Первомайского сельсовета (ч. 3 ст. 29 Устава).

Решениями Первомайского сельского Совета народных депутатов от 25 января 2012 г. № 156 и 156/1 в часть 3 ст. 29 Устава села и п.

4 положения от 27 августа 2008 г, № 21 были внесены изменения, согласно которым при замещении должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов сроком свыше трех лет исполнения полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, которые работали на одной и той же должности в администрации села и были уволены в разное время.

Кроме того, суд посчитал, что при определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила, что решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г.

и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. необходимо отменить.

В удовлетворении исковых требований Людмилы Бонифатьевны Шамрай к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет было отказано.

Источник: http://gazeta-bam.ru/news/media/2016/2/3/verhovnyij-sud-rf-otmenil-pereschyot-pensii-za-vyislugu-let-byivshej-glave-sela-pervomajskogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.