Отказ инвалиду в земельном участке

Содержание

Когда отказ в предоставлении жилого помещения/земельного участка правомерен

Отказ инвалиду в земельном участке

Статья подготовлена по материалам судебной практики.

В целом ряде случаев отказ органа власти предоставить инвалиду жилое помещение или земельный участок является правомерным, при этом правомерность такого отказа подтверждается в суде.

Ниже представлен краткий анализ судебных актов, в которых отражены некоторые случаи, когда лицо, являющееся инвалидом, не имело права требовать предоставления жилого помещения или земельного участка по тому или иному основанию.

Изучение приведенной практики необходимо для того, чтобы избежать подачи заведомо необоснованных (проигрышных) исков.

1. Отказ в предоставлении жилого помещения

1.1. Вывод суда: в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма возможна лишь в случае признания их малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Этот вывод содержится в Кассационном определении Верховного Суда Республики Марий Эл № 33-1558 от 28 октября 2010 г.

В этом деле гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет по предоставлению жилого помещения.

В обоснование заявления указал, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что гражданин малоимущим гражданином не признан, с заявлением об этом в соответствующие органы не обращался, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, не желает обращаться с заявлением о признании его малоимущим.

На основании этого гражданину было отказано в его требованиях. При этом суд подчеркнул, что отказ в постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий лишь по основанию имеющегося тяжелого хронического заболевания, правомерен.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-13361/2016 от 26 июля 2016 г., Апелляционное определение Красноярского краевого суда № 33-8605/2015 от 12 августа 2015 г.

(истец в установленном порядке малоимущим не был признан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований о его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма).

1.2. Вывод суда: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в частности, в случае, когда гражданин имеет жилую площадь, превышающую учетную норму площади жилого помещения.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Самарского областного суда № 33-5960/2016 от 2 июня 2016 г.

В этом деле гражданка обратилась в суд к местной администрации с иском об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что постановлением местной администрации истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии общей площадью 18 кв. м.

При этом истец страдает заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В дальнейшем гражданка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, площадь которого превышает учетную норму.

Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, истец ссылается на то, что жилых помещений в собственности и по договору найма не имеет, проживает в жилом помещении в общежитии, является инвалидом по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Однако суд в своем решении подчеркнул, что постановлением администрации здание общежития, в котором проживал истец, было исключено из состава специализированного жилищного фонда и считается жилым домом.

Учитывая, что общежитие утратило статус специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что истец проживает в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем в целях сохранения оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо наличие, предусмотренных п. 2-4 ч. 1 ст.

51 ЖК РФ условий, а именно: обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы или проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям или проживание в квартире, занятой несколькими семьями (с учетом заболевания истца), а также при наличии указанных условий одновременно.

Между тем, жилое помещение, в котором проживает истец является изолированным, имеет жилую площадь 18 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленную органом местного самоуправления.

1.3. Вывод суда: на основании п. 4 ч. 1 ст.

51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, при наличии одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Оренбургского областного суда № 33-3504/2016 от 5 мая 2016 г.

В этом деле гражданин обратился к местной администрации с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В обоснование указанных требований истец указал, что страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

При этом истец обратился в администрацию города с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В удовлетворении этого заявления администрацией города было отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований гражданина суд пришел к выводу, что сам по себе факт наличия у одного из членов семьи собственника жилого помещения заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, не является основанием для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как обязательным условием для реализации гражданином указанного права во внеочередном порядке является проживание в квартире нескольких семей, когда заболевание члена семьи истца делает невозможным проживание в данной квартире других семей, но не членов семьи истца, при условии отсутствия у него иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

2. Отказ в предоставлении земельного участка

2.1. Вывод суда: инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Этот вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 04.02.2014 № 91-КГ13-7.

В этом деле гражданин обратился в суд с иском к администрации города о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что он является инвалидом и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

При этом истец обращался в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка, в чем ему было отказано в связи с отсутствием решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, разрешая данный спор, указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Пермского краевого суда № 33-8359/2016 от 25 июля 2016 г. (право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им только в случае необходимости улучшения его жилищных условий).

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-5328/2016 от 22 марта 2016 г.

(право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий; в остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке).

2.2. Вывод суда: возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни другими федеральными законами не предусмотрена.

Такая возможность может быть предусмотрена лишь законом того или иного субъекта Российской Федерации.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Татарстан № 33-9208/2015 от 22 июня 2015 г.

В этом деле гражданин обратился к органу местного самоуправления с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и компенсации морального вреда.

Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно, однако орган местного самоуправления отказал истцу со ссылкой на отсутствие нормы закона, регламентирующей предоставление земельного участка инвалидам на бесплатной основе.

Суд, разрешая спор, указал, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно нормами действующего законодательства, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” не предусмотрена.

Отсутствуют правовые основания для предоставления инвалидам земельного участка бесплатно и в соответствии с земельным законодательством Республики Татарстан.

При этом суд отметил, что истец не лишен возможности реализовать свое право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без проведения торгов в аренду.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-18770/2015 от 4 декабря 2015 г. (возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено).

Бартов А.А. – Руководитель юридической клиники МОСИ.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/kogda-otkaz-v-predostavlenii-zhilogo-pomeshcheniya-zemelnogo-uchastka-pravomeren

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. N 91-КГ13-7 Суд отменил судебные акты, принятые по делу о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду, и направил дело на новое рассмотрение, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права

Отказ инвалиду в земельном участке

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Асташова С.В.,

судей Гетман Е.С. и Момотова В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.А. к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду

по кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., на решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения представителя администрации г. Великие Луки Псковской области Сайфуллина-Богатырева Р.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что она является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

В связи с этим Смирнова Е.А. обратилась в администрацию г. Великие Луки с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, однако письмом администрации г. Великие Луки от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А.

было отказано в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. иск Смирновой Е.А. удовлетворен, признан незаконным отказ администрации г. Великие Луки в предоставлении Смирновой Е.А.

как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона), на администрацию г. Великие Луки возложена обязанность по предоставлению Смирновой Е.А. земельного участка площадью 600 кв.

м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. … рядом с домом …, согласно схеме расположения земельного участка.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления – подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судебными инстанциями.

Судом установлено, что Смирнова Е.А. является инвалидом 2 группы.

31 января 2012 г. и 13 декабря 2012 г. истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка.

Письмом администрации г. Великие Луки Псковской области от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Удовлетворяя исковые требования Смирновой Е.А.

, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.

С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании норм права.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г.

№ 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Смирнову Е.А. первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Смирнова Е.А. в улучшении жилищных условий.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие  значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем в нарушение перечисленных требований закона суд не установил указанные выше юридически значимые обстоятельства.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации г. Великие Луки Псковской области, в связи с чем состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий С.В. Асташов

Закон о соцзащите инвалидов закрепляет ряд гарантий для такой категории граждан.

В частности, предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства.

Относительно применения этих норм СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.

Исходя из системного анализа законодательства право на первоочередное получение участков для указанных целей предусмотрено для того, чтобы установить допгарантии реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.

Соответственно, такое право связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение подобными участками является мерой соцподдержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а лишь на тех из них, кто нуждается в ее получении.

Т. е. данная мера соцподдержки как допгарантия реализации жилищных прав распространяется на перечисленных лиц, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на него.

Этот подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

Поэтому по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного обстоятельства включает в себя как исследование вопроса нахождения инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у него оснований для постановки на подобный учет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70490954/

Как инвалиду получить земельный участок бесплатно

Отказ инвалиду в земельном участке

Земля на льготных условиях – привилегия, которой могут пользоваться пенсионеры, сироты, ветераны, малоимущие граждане и люди с ограниченными возможностями. Законом предусмотрено, что предоставление земельных участков самим инвалидам и их семьям – мера социальной поддержки.

Так государство заботиться о незащищенной категории лиц. Земля выдается под индивидуальное жилищное строительство при соблюдении специального порядка. Как же претенденту можно правильно оформить земельный участок и получить все это бесплатно, будем разбираться в этом материале.

Внимание! Для того чтоб заявить право на безвозмездное получение земельного участка для претендентов инвалидов нужно обращаться в местную администрацию. Тут заявителя поставят на учет.

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы по социальной защите инвалидов в Российской Федерации – это ФЗ «О соцзащите инвалидов». Это проект под номером 181, что вошел в силу 24.11.1995 г.

Ст. 17 ФЗ № 181 определяет право претендентов с ограниченными возможностями здоровья, а также их семей на предоставление земельных льготных участков бесплатно.

Отчуждение земли в пользу третьего лица в России проходит в возмездном порядке.

Предполагается, что новый распорядитель участка выкупает или арендует землю. Но в соответствии с федеральным законодательством представление земельных участков людям с ограниченными возможностями – безвозмездное мероприятие.

Лицо получает недвижимость бесплатно.

На заметку! Право на участок земли имеет сам инвалид, а еще семья, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями.

Условия

Стоит сразу заметить, что выделение земельных участков российским инвалидам может происходить лишь при наличии основания.

Основным условием их выделения стает проблема со здоровьем, увечье, травма, которые каким-то образом ограничивают способности лица к самообслуживанию, трудоустройству, интеграции в обществе.

Ограниченная способность должна быть подтверждена медицинским заключением Бюро МСЭ.

https://www.youtube.com/watch?v=zHpE5u9noMk

ФЗ законодательство определяет безвозмездное представление земельных участков инвалидам всех групп (1,2,3).

Основанием для получения участка закон считает также воспитание в семье родного (рожденного), усыновленного (приемного) ребенка с ограниченными возможностями.

В этом случае заявление на выделение из жилого госфонда земельного участка подает один из родителей (опекунов), независимо от участия в других льготных программах. Образец такого заявления будет приведен ниже.

Второе основание для выделения – целевой порядок использования земельного участка. Выделяется недвижимость для улучшения жилищных условий. Итак, ее можно применить для реализации таких целей:

  • строительство жилого дома;
  • возведение подсобных помещений;
  • организация личного подсобного хозяйства;
  • благоустройство огорода, сада.

Выданный инвалиду земельный участок, должен быть использован для улучшения жилищных условий, а не для обогащения. Следовательно, недвижимость, что получена бесплатно, как льгота, не должна продаваться.

Льготной категории населения, в данном случае лицу имеющему инвалидность или семье с несовершеннолетним физически ограниченным гражданином, полагается не только сам участок. Они могут рассчитывать на дополнительные льготы – межевание, регистрация участка в кадастровом списке на бесплатном основании.

На заметку! При выделении учитывается один важный момент. В отношении земельных участков, которые закон гарантирует льготникам, не должно быть прав у третьих лиц. Земля не может больше никому принадлежать. А претендент, который уже получил недвижимость, теряет свое право на государственный объект.

Особенности оформления земли:

  • Предоставление земли инвалиду под ИЖС индивидуальное строительство и ведение дачного/подсобного хозяйства. Может быть запланирована постройка разных конструкций. Это может быть жилой дом, дача, подобные хозяйственные помещения.Также на участке можно организовывать хозяйства и садоводства.
  • Весь жилой фонд, выделяемый льготникам, находится в собственности местных органов самоуправления, государства.
  • Выдается объект участникам программы в порядке очереди. Встать на учет вправе представители данной категории граждан, а также их опекуны, законные представители, родители.
  • Чтоб получить льготу нужно подтвердить группу по инвалидности, а для несовершеннолетних детей подтвердить общий статус.

На заметку! До совершеннолетия лицо с ограниченными возможностями получает общий статус ребенка инвалида. Оформлением участка в этом случае – прерогатива его родителей, усыновителей, опекунов.

  • Отчуждение земельного объекта возможно на условиях долгосрочной аренды, владения. Форма собственности определяется с учетом целей использования земли.
  • Земля, которую местный орган выдает в рамках реализации государственной программы, нужно расходовать на определенные цели. Если выделенный участнику проекта земельный участок, решили, к примеру, продать, то его могут отнять.

Изъятие может пройти даже в случае, если оформлено бессрочное владение землей. Сделать это могут на основании нарушения назначения, нецелевого использования земли.

  • Наличие фактора нуждаемости. Сам заявитель, его семья должны иметь потребность в расширении. Такое право они получают, если на каждого члена приходится менее 12 кв. м. жилой площади. Под нуждаемостью принято понимать также отсутствие собственного жилья или проживание в аварийном помещении.
  • Предоставление земельного участка для представителей с инвалидностью организовывается в общем порядке посредством проведения торгов в рамках аукциона.

Внимание! Лицам, имеющим отношение сразу к нескольким категориям льготников, определяется возможность первоочередного получения земельных наделов. К этой группе принадлежат инвалиды ВО.

Как выделяется земля?

Выделение в России земельного участка проходит в стандартном порядке. Об этом говорится в законе № 181. Нормами его статей четко предусмотрено, что инвалиду, членам его семьи дается право на первоочередное получение земли для ведения дачного и подсобного хозяйства и под застройку. Но отчуждение таких участков проходит посредством организации аукциона.

Внимание! Аукцион может быть признан не состоявшимся, если в нем зарегистрировано менее двух участников.

Общий порядок получения земли:

  • Подача заявления на получение (выделение) земельного участка. Бланк заявления могут предложить в местной администрации, куда и подается бумага. В документе нужно учесть предпочитаемое местоположение и цель применения.

Внимание! Обратите внимание, на предложенный ниже образец заявления.

  • Выбор объекта из предложенных в администрации города вариантов.
  • Ожидание пока будет вынесено решение о выделении конкретного объекта.
  • Заказ регистрации в Росреестре.
  • Получение кадастрового паспорта.
  • Регистрация права собственности.

Случаи отказа в предоставлении участка

Законом предусмотрено всего несколько обоснованных оснований для отказа в предоставлении недвижимого земельного объекта:

  • В желаемой местности нет свободных участков. Очень сложно, к примеру, получить недвижимости на море.
  • Претендент уже воспользовался данным ему, как льготнику, права на бесплатную землю.

Имея на руках письменный отказ, заявитель может пойти с иском в суд для защиты своих законных интересов. Обращаться в судебный орган нужно только при наличии веских оснований, доказательств в отношении правонарушений со стороны местной организации.

Читательские вопросы

Вопрос № 1: Я инвалид второй группы, имею преимущественное право на бесплатный участок. Мне объяснили, что для выделения участка мне нужно участвовать в аукционе. Законно ли это, почему я не могут получить недвижимость по заявлению?
Ответ. Ч. 2 ст. 30.1 ЗК о соцзащите инвалидов определяет, что продажа земельных участков для ИЖС, продажа права на аренду такой недвижимости проходит на аукционах. Исключение – случай, установленный в п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ по причине признания аукциона несостоявшимся.
Вопрос № 2: Можно ли законно продать участок, выделенный ранее в качестве льготы, инвалиду?
Ответ. Закон № 181 определяет, что участки инвалидам выделяются только под конкретные цели – строительство, ведение садового/дачного хозяйства. Продажа не входит в число разрешенных операций.
Вопрос № 3 Имеем мы преимущественное право на землю, как семья с ребенком инвалидом? И какие условия оформления участка?
Ответ. Да, многодетные семейства и семьи с детьми-инвалидами могут воспользоваться преимущественным правом на бесплатную землю под строительство. Но есть важный нюанс – строительство важно начать в первые три года после выделение земли в аренду. После того, как зафиксирована начальная стадия застройки, можно оформлять недвижимость в собственность.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5acf86d29b403cf53d05b4d8/kak-invalidu-poluchit-zemelnyi-uchastok-besplatno-5ad25cdd9d5cb37e9865dc7c

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Отказ инвалиду в земельном участке

Вопрос предоставления земельных участков людям с инвалидностью для индивидуального строительства уже более 19 лет регулируется статьей 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако, несмотря на долгий срок действия данной правовой нормы, в регионах так и не сложилось единого подхода к выдаче земельных участков.

Как именно происходит выдача земельных участков в субъектах РФ, можно узнать, обратившись к практике юристов правозащитной сети из Перми и Ставрополя.

В соответствии со ст.

17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, однако на территории Перми и Пермского края нет соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы регулировали данный вопрос на региональном уровне, в связи с чем приходится обращаться к судебной практике.

В решениях Пермского краевого суда выработана позиция о том, что мера социальной поддержки по предоставлению земельного участка является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.

Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, аналогичным образом следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан[1].

Таким образом, суд исходил из позиции, что для того, чтоб предоставить земельный участок для индивидуального строительства, недостаточно иметь статус инвалидности, необходимо доказать факт нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Следовательно, прежде чем обращаться с требованием о предоставлении земельного участка, необходимо обратиться в исполнительный орган местного самоуправления (районную администрацию) для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

А в случае, если орган местного самоуправления откажет в признании нуждающимся, то и права требования о предоставлении земельного участка автоматически не возникает.

Однако в дальнейших решениях суда мы находим противоположную позицию:

То обстоятельство, что истец не состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, обосновывает суд, не является обстоятельством, исключающим реализацию права истца на предоставление земельного участка на основании ст.

17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов», поскольку обстоятельства нуждаемости в жилом помещении установлены судом при разрешении спора.

Какие-либо данные, опровергающие обстоятельства, указывающие на необходимость предоставления социальной гарантии истцу в целях реализации жилищных права, ответчиком не представлены.

Также необоснованными следует признать доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие не совершение К.М. действий, повлекших нуждаемость истца в жилом помещении.

Не основательными являются доводы жалобы о том, что право на предоставление испрашиваемого земельного участка истца не может возникнуть, поскольку земельный участок не сформирован.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, уникальные характеристики участка имеются в данных кадастрового учета.

То обстоятельство, что в отношении земельного участка не проведены межевые работы, о чем, по существу, заявляет ответчик, само по себе не может являться препятствием к реализации права на предоставление земельного участка в аренду.

При этом признание за истцом права на аренду земельного участка решением суда не устраняет совершения сторонами спорного правоотношения действий, предшествующих заключению договора аренды, без осуществления которых договор аренды земельного участка в силу законодательных установлений не может считаться заключенным.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Исковые требования К.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 12.03.2013 N И-21-01-09-4106 о предоставлении земельного участка К.М.

Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить К.М. в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет[2].

Таким образом, можно сделать вывод:

  • на территории Перми и Пермского края отсутствует специальный нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопрос о предоставлении земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • судебная практика не имеет однозначной позиции по предоставлению земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • исходя из решения Пермского краевого суда, следует, что право на предоставление земельного участка не связано напрямую со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • при обращении в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка для лиц с инвалидностью стоит ссылаться на судебную практику Пермского краевого суда;
  • в случае отказа от предоставления земельного участка в добровольном порядке со стороны органов местного самоуправления необходимо обращаться в суд с соответствующим заявлением. 

Ларионова Мария Александровна, региональный юрист РООИ «Перспектива» в г. Пермь.

Ставропольский край

Судебная практика в последнее время в Российской Федерации не отличается единством и стабильностью.

Не исключением стал вопрос реализации в судебном порядке прав инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Ставропольском крае, который до 2013 года решался судами как первой, так и апелляционной инстанции в пользу инвалидов.

Для положительного исхода дела достаточно было наличия инвалидности и письменного отказа со стороны органа местного самоуправления.

Однако в 2013 году Ставропольский краевой суд кардинально изменил вектор и принял за основу при принятии положительных решений по указанной категории дел вопрос нуждаемости инвалида в жилом помещении, которое, соответственно, должно подтверждаться решением того же органа местного самоуправления.

Следовательно, лица, не состоящие в списках граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, на получение земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке рассчитывать не вправе. Только на общих основаниях, т.е. по результатам проведенных торгов. Но мы считаем, что такая судебная «политика» двойных стандартов является проявлением дискриминации, и вот почему.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.

2 ФЗ РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В преамбуле указанного выше Закона сказано, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 14 ст.

17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Сама по себе указанная норма не является бланкетной и не отсылает напрямую к положениям Жилищного кодекса РФ.

Из Определения Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года № 1127-О-О следует, что указанная льгота применяется на практике в виде предоставления земельных участков под ИЖС по договору аренды.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 20.11.

1998 года № 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Источник: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/1885-vw-1885

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.