Особо сложные условия труда

Содержание

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. № 1312 Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления..

Особо сложные условия труда

В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 17 статьи 2 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, частью 34 статьи 2 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” и частью 17 статьи 2 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1.

Установить в 2020 году выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам (далее – работники), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее – военнослужащие), сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники), организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в следующих размерах:

а) врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

б) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры – анестезисты), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

в) фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

г) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

д) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

е) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

ж) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

з) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

и) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

2.

Установить в 2020 году выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач работникам, военнослужащим и сотрудникам организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в следующих размерах:

а) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющим в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

б) среднему медицинскому персоналу, осуществляющему в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

в) младшему медицинскому персоналу, осуществляющему в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению, а также военнослужащим и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, – 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

3. Категориям лиц, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящего постановления, устанавливается один вид выплат стимулирующего характера из предусмотренных указанными пунктами.

4.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти и федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” на осуществление выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления.

5. Выплаты стимулирующего характера, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, осуществляются за период с 1 апреля 2020 г., но не ранее даты регистрации на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции, за фактически отработанное время, время исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей).

6.

Размер выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, работникам организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (за исключением указанных в пункте 7 настоящего постановления), а также работникам федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” устанавливается в соответствии с занимаемой должностью в размерах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в соответствии с локальным нормативным актом организации, определяющим:

перечень наименований подразделений организации, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

перечень должностей работников подразделений организации, по которым устанавливаются особые условия труда и замещение которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

7. Федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, утвердить порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления.

8. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

В 2020 г. стимулирующие выплаты при оказании медпомощи гражданам с коронавирусом и лицам из групп риска будут также получать:

– военнослужащие-контрактники;

– сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах УИС;

– лица, проходящие службу в войсках нацгвардии и имеющие специальные звания полиции;

– сотрудники ОВД, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также МГУ.

Указаны должности. Размер выплат составит от 20% до 100% от среднемесячного дохода.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74497858/

Какие условия труда можно отнести к особым условиям

Особо сложные условия труда

Определение класса условий труда на рабочем месте нужно для определения уровня вредности деятельности. На каждой работе они разные. Их важно учитывать, прежде чем трудоустраиваться. Вредные условия труда в рабочее время негативно влияют на самочувствие, здоровье человека. Поэтому на каждом предприятии важно, чтобы соблюдались нормы организации процесса.

К примеру, в Трудовом кодексе РФ термин «особые условия труда» встречается в нескольких местах. Кроме того, в кодексе присутствуют очень схожие понятия, которые сложно разделить.

Что такое особые условия труда – трудовое законодательство четко не определяет. Однако они являются основанием для досрочной пенсии или других льгот от государства.

Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему за работу в особых условиях положены компенсации.

Оплата при особых условиях труда

Производственный процесс – работа по получению из материи или сырья продуктов. Все этапы этой деятельности взаимосвязаны.
Работник имеет право попросить отдохнуть, при этом работу в эти оплатят, как обычно. Время, затраченное на отдых, не оплачивается.

Мониторинг интенсивности позволяет скорректировать рабочий процесс и добиться запланированных результатов максимально эффективно.

В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

На самом деле в трудовом законе России нет такого понятия особые условия труда. Условия считают «особыми» лишь тогда, когда они отличаются от обыденных.

По сложившейся юридической практике, нормальными считаются условия труда, не имеющие никаких особенностей, выделяемых отдельными положениями правовых актов.

То есть, это работа в дневную смену в течение 8 часов в день, не более 40 часов в неделю, не в удаленных местностях, не в особом климате, при соблюдении санитарных норм, в отсутствие вредных или опасных производственных факторов и т.д.

Все условия труда, отличается от нормальных, могут считаться особыми. Но, повторимся, отсутствие в законодательных актах четкого толкования понятий нормальных и особых условий не позволяет надежно разграничить эти понятия.

Исходя из того, какое количество факторов необходимо учесть, мониторинг интенсивности – процесс многофакторный и сложный. Требуется разработка и применение специальных методик, которые способны проанализировать все характеристики проведения работ.

Некоторые термины, встречающиеся в трудовом законодательстве, не имеют четкого определения, из-за чего их однозначное толкование затруднено.

В частности, к таким неоднозначным терминам можно отнести широко упоминаемые в нормативных правовых актах особые условия труда.

Несмотря на статистику, многие руководители пытаются увеличить производительность именно за счет повышения интенсивность труда работников.

Динамические данные позволяют устанавливать степень подвижности рабочих органов человека (досягаемость рук, углы наклона корпуса, вращения рук и т.п.) и используются для проектирования органов управления оборудованием и размещения предметов труда на рабочих местах.

Второй подвид ведёт к необратимым изменениям в организме. Он наносит ущерб здоровью средней величины, вызывает различные заболевания.

Виды работ, на которых запрещен труд несовершеннолетних

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Этим понятием называют пространство, где сотрудник выполняет работу. Среда подразумевает здания, средства производства, применяемый транспорт. В это понятие входят психологические и экологические условия. Именно они имеют воздействие на персонал.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №163, при прохождении производственной практики несовершеннолетние учащиеся профессиональных учебных заведений, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, перечисленных в этом постановлении, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм, и правил по охране труда.

Отличие особых условий труда от вредных

ОУТ подразумевают для работника предоставление различных гарантий и льгот, которые призваны компенсировать влияние негативных факторов производственной среды.

  • досрочную пенсию;
  • дополнительные отпуска;
  • выдачу профилактического питания и ряд других мер в зависимости от вредности факторов среды.

Это понятие предполагает напряженность рабочего процесса. Оно подразумевает психологическую сторону. Интенсивность имеет связь с производительностью. На неорганизованном месте напряженность высокая, а производительность – небольшая. Это отрицательный момент. Работники быстро устают, а итоги деятельности не радуют.

По содержанию выделяют следующие группы факторов: производ- ственно-экологические, организационно-технические, эргономические (статические и динамические), социально-экономические, со- циалъно-психологические, эстетические и естественно-природные факторы.

Изучая тексты законодательных актов, иногда сложно понять, что понимается под тем или иным термином. Особенно если применяемый термин может иметь самое широкое толкование. Возьмем, например, особые условия труда. Что понимается под этими словами?

Источник: https://Inspectrum.su/administrativnoe-pravo/kakie-usloviya-truda-mozhno-otnesti-k-osobym-usloviyam.html

Компенсации за вредные и опасные условия труда

Особо сложные условия труда

Права работников, которые заняты во вредных условиях, защищаются законодательством. Для них предусмотрены разные виды льгот и компенсаций за вредные условия труда, которые направлены на их защиту от вредоносного воздействия, а также минимизацию его последствий.

Вредные и опасные условия труда

Характер условий, в которых трудится работник, определяется в ходе особой процедуры – специальной оценки условий труда. Он проводится в соответствии с порядком, зафиксированным в федеральном законе 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Согласно этому нормативному документу проведением СОУТ имеют право заниматься только уполномоченные организации, которые включены в реестр Минтруда.

Исполнитель осуществляет свою работу на основании методики, прописанной в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н.

Сначала выполняется идентификация присутствия вредоносных факторов на рабочем месте, а затем, если они обнаружены, выполняются измерения интенсивности их воздействия.

По результатам таких замеров проводят классификация рабочих мест. Они могут принадлежат к одному из следующих классов:

  • класс 1 – оптимальные. Вредоносное воздействие на работников, занимающих такие позиции, полностью отсутствует или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
  • класс 2 – допустимые. Вредное воздействие на работников находится в пределах, позволяющих ему самостоятельно восстановить нормальное самочувствие и работоспособность уже к началу следующей смены, не используя лекарственные средства, стимуляторы, медицинские процедуры и проч.;
  • подкласс 3.1 – вредные 1 степени. Вредоносное воздействие на работника обеспечивает появление рисков для его здоровья, поскольку в результате такого влияния он не успевает восстановиться к началу следующей рабочей смены;
  • подкласс 3.2 – вредные 2 степени. Такое воздействие вызывает устойчивые изменения состояния здоровья работника, которые проявляются в виде профессиональных заболеваний начальной или легкой степени тяжести. Однако они появляются не сразу: они возникают после 15 и более лет воздействия негативных производственных факторов;
  • подкласс 3.3 – вредные 3 степени. Такие условия труда вызывают устойчивые изменения состояния здоровья работника прямо в период его работы. Такие изменения могут представлять собой профзаболевания легкой или средней степени тяжести и обусловливать потерю способности продолжать работу по этой специальности;
  • подкласс 3.4 – вредные 4 степени. Такие условия труда вызывают тяжелые формы профзаболеваний, которые влекут потерю общей трудоспособности прямо в ходе работы, то есть обусловливают инвалидизацию сотрудника;
  • класс 4 – опасные. Воздействие опасных условий приводит к появлению острых форм профзаболеваний, угрожающих не только здоровью, но и жизни сотрудника. При этом к опасным условиям относятся также ситуации, в которых возникновение риска для жизни специалиста обусловлено самим характером технологического процесса.

Сейчас Минтруд ведет работу над тем, чтобы рабочие места, характеризующиеся опасными условиями, были полностью ликвидированы – за счет внедрения автоматических способов выполнения таких операций или улучшения условий труда на данных позициях. Планируется, что это произойдет уже в ближайшем будущем. Таким образом, вредные условия труда – это самая обширная категория, которая разделена на 4 подкласса для дифференциации характера их воздействия на работника.

Фиксация параметров рабочего места

Документальным подтверждением того факта, что данное рабочее место характеризуется вредными условиями труда, выступают результаты СОУТ. В ходе этой процедуры на каждую позицию оформляется отдельная карточка, в которую на основании анализа результатов измерений заносится информация о классе условий труда.

Соответствующие данные также отражаются в итоговом отчете по СОУТ и направляются в Федеральную систему учета результатов спецоценки и Фонд социального страхования.

В результате государственные органы получают исчерпывающие сведения о том, имеются ли на конкретном предприятии места с вредными условиями труда, и будут тщательно следить за тем, чтобы работодатель выполнил в отношении занимающих их работников все требования, предусмотренные действующим законодательством.

Льготы и компенсации, предусмотренные за вредные условия труда

Основным нормативным документом, защищающим трудовые права сотрудников российских предприятий, становится Трудовой кодекс.

Вопросам предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда посвящены сразу несколько разделов этого правового акта.

Если проанализировать их содержание и свести соответствующие данные воедино, получим, что законодательство предусматривает следующие виды компенсаций за вредные условия труда для персонала:

  • доплата за такую работу в сравнении с обычными тарифами;
  • компенсации, связанные с расчетом рабочего времени;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • предоставление специального питания;
  • организация медицинских осмотров;
  • выдача средств защиты от воздействия вредоносных факторов.

Рассмотрим каждый из видов поддержки, которые полагаются сотрудникам, более предметно.

Доплата за работу

Порядок оплаты труда персонала, который трудится в условиях, способных причинить вред их здоровью, определен положениями статьи 147 Трудового кодекса РФ. Согласно этому разделу нормативного документа, таким сотрудникам устанавливается повышенный размер зарплаты.

Денежная компенсация за вредные условия труда должна не менее чем на 4% превышать размер оплаты труда работников, которые выполняют аналогичные производственные операции в нормальных условиях.

Основой для осуществления расчетов становится величина оклада сотрудника или тарифной ставки, установленной для этой должностной позиции.

https://www.youtube.com/watch?v=sURiOrknjqY

При этом работодатель при наличии возможности вправе установить и более высокий размер компенсации за вредные условия труда. В этой ситуации ему следует учесть мнение профсоюзной организации или другого органа, действующего в целях защиты прав работников, если он имеется на предприятии.

Конкретный размер доплаты, определенный на основании положений действующего законодательства и переговоров с профсоюзной организацией, должен быть зафиксирован в трудовом договоре с каждым работником или в коллективном договоре.

Налогообложение компенсаций за вредные условия труда осуществляется в общем порядке.

Особые принципы учета рабочего времени

Если сотрудник вынужден выполнять свои трудовые обязанности в условиях, которые обеспечивают возникновение рисков для его здоровья, ему устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Такое правило определено статьями 92 и 94 ТК РФ.

Продолжительность рабочей недели для их должна составлять не более 36 часов, тогда как нормальная ее длительность, установленная Трудовым кодексом, равна 40 часам. Условие о 36-часовой рабочей неделе распространяется на работников, которые трудятся в условиях, отнесенных к подклассам 3.3 и 3.4.

Это значит, что на сотрудников, работающих во вредных условиях 1 и 2 степеней такое правило не распространяется.

Максимальная длительность рабочей смены для «вредников» должна составлять не больше 8 часов.

В исключительных случаях она может быть увеличена до 12 часов, однако при этом общую продолжительность работы в течение недели нужно сохранить в пределах 36 часов.

Чтобы привлечь сотрудника к работе с такими длинными сменами, потребуется обоснование этого в коллективном или межотраслевом договоре, а также наличие письменного согласия работника.

Для отдельных видов работ, однако, возможность регулярного учета рабочего времени и установления равных по продолжительности смен затруднена. Например, такая ситуация характерна для профессий водителей, охранников и других.

В этих условиях распространенной практикой, разрешенной законодательством, становится введение суммированного учета рабочего времени, при котором рассчитывается общая продолжительность смен, отработанных сотрудником в течение определенного периода.

Его длительность определяется организацией самостоятельно с учетом характера производственного цикла и других особенностей. В соответствии со статьей 104 ТК РФ продолжительность учетного периода может составлять до 1 года.

Однако для сотрудников, работающих во вредных условиях, установлено ограничение по длительности учетного периода – он не может составлять более 3 месяцев.

Дополнительный отпуск

Действующий Трудовой кодекс РФ предусматривает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска для всех сотрудников вне зависимости от рода их деятельности, условий труда и других факторов. Согласно статье 115 ТК РФ его длительность составляет 28 календарных дней.

Однако сотрудники, которые работают в условиях, способных причинить вред их здоровью, имеют право на дополнительные компенсации за вредные условия труда по ТК РФ. Им предоставляется право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск.

При этом право на стандартный 28-дневный отдых за ними, конечно, тоже сохраняется.

Правила предоставления дополнительного отпуска для этой категории сотрудников определены статьей 117 ТК РФ. Право на такую льготу имеют работники, условия которых отнесены ко 2, 3 или 4 подклассу вредных. Сотрудники, работающие на местах, которые по результатам спецоценки получили подкласс 3.1, такой льготы не имеют.

Статьей 117 определена и минимальная длительность ежегодного оплачиваемого отпуска за вредность – она составляет 7 календарных дней.

При этом работодатель, руководствуясь положениями межотраслевого соглашения или коллективного договора, а также мнением профсоюзной организации, может установить для этой категории сотрудников дополнительный отпуск большей продолжительности.

Основная цель такой меры – дать сотрудникам дополнительное время для восстановления нормального состояния здоровья и самочувствия, а также сохранения трудоспособности.

Поэтому та же статья 117 запрещает заменять дополнительный отпуск минимальной 7-дневной длительности денежной компенсацией: сотрудник обязан «отгулять» его, чтобы вернуться к работе отдохнувшим и восстановившим силы.

Однако если в трудовом или коллективном договоре зафиксирована большая продолжительность дополнительного отпуска, равная, например, 10 или 14 дням, то ту его часть, которая превышает минимальные 7 дней, по желанию работника можно заменить денежной компенсацией. В этих примерах сотрудник сможет получить компенсацию, соответственно, за 3 или 7 дней дополнительного отдыха.

Предоставление специального питания

Источник: https://oxrana-bez.ru/stati/kompensacziya-za-rabotu-vo-vrednyh-usloviyah-truda/

Закон в особых условиях

Особо сложные условия труда

– Обязательными для включения в трудовой договор являются условия компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Обязательно следует указать характеристики условий труда на рабочем месте. 

Изменения в трудовой договор могут быть внесены на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Проведя аттестацию, комиссия при необходимости готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. При этом невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

– Какие условия трудового договора невозможно изменить?

– Трудовой договор состоит из сведений и условий. Сведения констатируют факты, которые имеют существенное юридическое значение, и о них стороны не договариваются (дата договора, место заключения, ФИО, наименование и реквизиты работодателя и т п.). В соответствии со ст. 57 ТК РФ определены обязательные условия трудового договора (место работы, трудовая функция, условия оплаты и т д.).

Если возникает необходимость в коррекции трудового договора, изменении условий, то ст. 72 ТК РФ предусмотрено заключение соглашения (в письменной форме) об изменении условий трудового договора.

Трудовой кодекс не предусматривает, какие условия невозможно изменить, но трактует условия, которые необходимо соблюсти работодателю при существенных изменениях условий трудового договора: при переводе на другую работу, при изменении условий трудового договора, связанных с изменением технологических условий труда и т п.

– А что делать работодателю, если сотрудник не согласен с новыми условиями? 

– В соответствии со ст.

74 ТК РФ, если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой ст. 77 ТК РФ.

– Какие нарушения чаще всего встречаются в трудовых договорах на предприятиях с особыми условиями труда? Почему?

– Как правило, чаще всего встречающиеся нарушения связаны с невключением в текст трудовых договоров обязательных условий, установленных ст. 57 ТК РФ.

Например, не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, для структурных подразделений и филиалов не указывается место работы).

Режим рабочего времени и времени отдыха, а также условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы) тоже не всегда находят должное отражение в трудовых договорах. 

– Какие нюансы должен учитывать кадровик предприятия с особыми условиями труда при изменении условий трудового договора?

– Необходимо обратить внимание на положения ст. 74 ТК РФ: о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

В соответствии со статьей 72.

1 не требует согласия работника его перемещение у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом запрещается переводить и перемещать сотрудника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

И наконец, как гласит часть 5 ст. 92, сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должна составлять не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Источник: https://kontur.ru/articles/2198

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.