Основные направления социально реабилитационной деятельности

Статья на тему

Основные направления социально реабилитационной деятельности

Основные направления социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями

Понятие «социально-реабилитационная деятельность» по своей сути имеет много общего с понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «педагогическая деятельность», которые широко используются в педагогической практике.

Человек становится личностью, обретая способность выполнять социальные функции, в процессе социализации, которая предполагает и ее развитие, и самоопределение, и самореализацию.

Причем эти задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием.

То есть под образованием (от слова «образ» ) понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.)

Социальная реабилитация как конечный результат — это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в социально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Социально-реабилитационная деятельность — это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенности в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, может стать полноценной личностью [14, c.226].

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями как процесс и как деятельность по своему строению и целям близка педагогическому процессу и педагогической деятельности, и ее можно рассматривать, как их разновидность.

Главным, что их объединяет, является то, что они выполняют единую функцию, — обеспечивают овладение растущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли.

В этой связи едиными являются и большинство понятий, используемых в равной мере как в педагогической деятельности, так и в социально-реабилитационной практике (обучение, воспитание, формирование личности и др.).

Социальная адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения) [14, c.231].

Социальной адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования лиц с ограниченными возможностями. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.

Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений.

Характеризуя социальную адаптацию семьи инвалида, необходимо участь тот факт, насколько систематически и эффективно проводится процесс реабилитации взрослого человека или ребенка по двум основным направлениям: организация медицинской помощи и образовательного процесса.

Важным показателем является при этом информированность семьи о структурах, которые должны обеспечить проведение комплексной реабилитации: медицинские и образовательные учреждения, организации социальной помощи населению, общественные и благотворительные организации. Важна также информированность семьи о положенных ей льготах, пособиях, использование этих льгот (если семья в этом нуждается).

Оценивается также способность близких лица с ограниченными возможностями при возникновении проблем, ведущих к нарушению реабилитационного процесса, использовать помощь соответствующих структур, желание и возможность активно осваивать те реабилитационные технологии, которые реализуемы в домашних условиях. Очень важен психологический климат семьи, ее участие в жизни общества.

Анализ всех этих данных позволяет оценить уровень адаптации семьи и характеризовать его как полную или частичную адаптацию, либо как дезадаптацию семьи.

Успех процесса комплексной реабилитации лица с ограниченными возможностями должен оцениваться с точки зрения устранения или значительной компенсации ограничений его жизнедеятельности, то есть восстановление или расширение его способностей осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность (в зависимости от возраста).

Эти дополнительные возможности позволяют лицу с ограниченными возможностями поступить в образовательное или в детское дошкольное учреждение, перейти с домашней формы обучения на обычное посещение школы, регулярно заниматься в структурах дополнительного образование, развивать свои творческие способности, профориентироваться и, наконец, поступить в профессиональное учебное заведение или трудоустроиться.

Таким образом, происходит его социализация – процесс усвоения лица с ограниченными возможностями социального опыта, системы социальных связей и отношений, общественно одобряемых норм поведения, необходимых для нормальной жизни в обществе.

Безусловно, появившиеся дополнительные возможности лица с ограниченными возможностями будут полностью реализованы только в том случае, если его родители (или лица их заменяющие) приложат необходимые усилия для должной организации процесса образования, активного участия в жизни общества, то есть активизации социальной адаптации семьи в целом.

Часто в этом процессе, особенно на его начальном этапе, семье необходимо психолого-социально-педагогическое сопровождение со стороны специалистов реабилитационных учреждений и служб социальной помощи.

Обеспечению независимого образа жизни и комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно Республики Казахстан для лиц с ограниченными возможностями предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения [15].

Социально-бытовое устройство лиц с ограниченными возможностями осуществляется не только в индивидуально оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах.

При строительстве или реконструкции помещения, предназначенного для лиц с ограниченными возможностями, необходимо учитывать эстетичный внешний вид и интерьер, которые создают ощущение психологического комфорта и удобства; соблюдать стандарты по площади и оборудованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными приспособлениями по уходу.

Большое значение имеют приспособление жилища лиц с ограниченными возможностями к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания.

Здесь важны индивидуальный подход к лицам с ограниченными возможностями и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание.

Лицо с ограниченными возможностями должно быть также обеспечено индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также обучение и просвещение членов семьи лица с ограниченными возможностями по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь лицу с ограниченными возможностями, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.

Социальная адаптация для независимого образа жизни состоит из следующих элементов:

– самообслуживания,

– самостоятельности передвижения,

– трудовой деятельности,

– подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи [16, c.107].

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного питания, способность выполнять повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения – это автономность личности при перемещении в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости.

Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию клиента и успех в будущей профессиональной деятельности.

Клиент должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности.

Без активизации ресурсов клиента социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.

Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность клиента предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации.

Последовательность формирования социально-бытовой адаптивности определяется следующими этапами.

Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности клиента к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.

Второй этап. Сопровождение клиента для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.

Третий этап. Сопровождение клиента для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.

Четвёртый этап. Сопровождение клиента для достижения его автономности в трудовой деятельности.

В соответствии с внутренней мотивацией клиента необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами.

Трудовая деятельность обеспечивает самореализацию клиента, предполагает результат и способствует возникновению ощущения радости от выполненной работы. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда [17, c. 104].

Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии.

Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что, социальная адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе ” лицо с ограниченными возможностями “.

В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.

Социальная адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности клиента автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.

Источник: https://multiurok.ru/files/stat-ia-na-tiemu-osnovnyie-napravlieniia-sotsial-n.html

Выступление на педагогическом совете по теме

Основные направления социально реабилитационной деятельности

КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

Выступление на педагогическом совете по теме

«Основные направления социально-реабилитационной деятельности коррекционной школы по работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила

социальный педагог

Чичерина Е.Ф.

Новоалтайск 2015г

задача педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности.

Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность.

Вот почему деятельность педагогов и специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.

Такими направлениями являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность — это деятельность, направленная на достижение определенной цели или целей.

Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач.

Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реабилитационной деятельности и выступает как необходимая, обязательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей деятельности. По существу, каждое действие педагогов и специалистов по социальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект.

Включает деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его содержания, целей и задач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации межличностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, педагоги и специалисты по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливают соответствующее оборудование, продумывают последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна. К числу основных организаторских действий, используемых в работе с детьми, относят: просьбы, советы, пожелания, указания, замечания, требования.

Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в социально-реабилитационном процессе является педагогическое требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами. Чрезвычайно завышенная и заниженная (либеральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конечные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной деятельности.

2. Диагностика психического и личностного развития ребенка. Цель диагностики — выяснение с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Предметом психологического диагноза является установление особенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии.

Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения — установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития.

Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:

— составления социально-психологического портрета ребенка, имеющего ограниченные возможности (психологического диагноза);

— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

— определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития ребенка;

— установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Практическая психодиагностика предполагает наличие у педагогов и специалистов по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта.

От них требуется соблюдение свода правил применения психодиагностических средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностического обследования.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабилитационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обследования. , формы и методы развивающей и коррекционной работы должны обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

Развивающая работа традиционно ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка.

Реализация этой программы осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения и деятельности.

Это могут быть: специальным образом организованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслуживающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, например, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и переживаний других людей, самооценки и самоанализа своего поведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается определенный духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребенка.

Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задействуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправлении.

Психокоррекционная работа осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Главной его задачей является приобретение детьми и подростками определенных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность.

Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний.

Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, которые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.

Консультирование — еще один вид практической работы специалистов по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками.

Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностического обследования.

Оно может иметь различное содержание, касаться многих проблем развития и личностного самоопределения подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.

В функции специалистов по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но и родителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий.

Педагоги и специалисты по социальной реабилитации должны знать закономерности возникновения проблемы отсутствия слуха у обучающегося, воспитанника, как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка.

Чтобы грамотно организовать социально-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки динамического стереотипа организма и их влияние на процесс реабилитации.

Нужно ясно осознавать и предвидеть как внутренние, так и внешние факторы, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной травматической окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья по признаку аномалии.

Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что результаты его развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма.

Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.

6. Социально—диспетчерская деятельность.

Цель — получение детьми, их родителями и коллегами от специалистов по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции.

В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалисты по социальной реабилитации не только дают консультации, но и сами организует это взаимодействие.

В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач:

— определение характера проблемы и возможностей ее решения;

— поиск службы или специалиста, способного оказать ребенку помощь;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистами;

— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистами;

— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации социально-реабилитационной работы, которая существует в нашей школе, выделили основные ее направления.

Источник: https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-tete-osnovnie-napravleniya-socialnoreabilitacionnoy-deyatelnosti-korrekcionnoy-shkoli-p-720662.html

Вопрос 12. направления социальной реабилитации

Основные направления социально реабилитационной деятельности

Социальная реобилитация-это комплекс медиц и психол, технических мер направлены на восстановления наружных функций.

Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнестиинвалидность

, миграцию, безработицу, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
  • Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство.
  • Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Направления обусловлены той категорией которые нуждаются:

– пожелым и инвалидом,

– лиц подвергнувших насилию,

– лиц вернувшийся с мест лишения свободы,

– военнослужащих.

ВОПРОС13. Механизмы социальной адаптации и их характеристика.

Выделяются два основных механизма социальной адаптации:

добровольный и вынужденный.

Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого.

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики.

То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жёстко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся.

Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, возможность работать, учиться и т.д.

, человек может согласиться принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям по используемым в процессе адаптации средствам выделяются следующие механизмы социальной адаптации.

1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2.Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами.

3.Социальные механизмы. К ним относится: механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей.

В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

механизм социального общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Источник: https://studopedia.ru/18_36679_vopros--napravleniya-sotsialnoy-reabilitatsii.html

Основные задачи и направления социально-реабилитационной деятельности. Принципы и специфика социальной реабилитации

Основные направления социально реабилитационной деятельности

Социальная реабилитация и в общественном и в личностном планах характеризуется своим содержанием и своей структурой, своими целями и задачами, своей стратегией, и своей тактикой.

В профессиональной практике социального работника такая система деятельности организуется и функционирует исходя из принципа моделирования. В ее основе лежит некоторый инвариант или алгоритм.

Это означает то, что не смотря на все конкретное многообразие социальная реабилитация может быть в главном и основном сведена к некоторым стандартам, руководствуясь которыми мы можем судить как о технологиях социальной реабилитации, так и о ее результативности.

Прежде всего надо иметь в виду, что социальная реабилитация это только одна из технологий социальной работы. Другая носит название технологии социального призрения.

Сосуществуя рядом и взаимодействуя эти две стратегии социальной работы на различных этапах истории человеческого общества играют различную роль. В историческом плане социальное призрение, образно говоря, старше, чем социальная реабилитация.

Социальное призрение возникает тогда, когда общество начинает располагать некоторым избытком жизненных средств, которые оно в состоянии направить на удовлетворение потребностей интересов недееспособных нуждающихся людей.

Особенностью стратегии социального призрения является то, что клиент при этом берется во внимание, главным образом или почти всецело, в качестве объекта социального воспомоществования, а не как его субъект. Будучи таковым, он по определению пассивен, он существует как потребитель.

Гуманизм социального призрения заключается в том, что клиенту сострадают, помогают ему преодолеть голод, холод, нищету и т.д. Но объект социального призрения остается при этом как придаток социума. Клиент не интегрируется в социум. Наиболее типичная форма социализации таких клиентов является сегрегация.

Социальная реабилитация как технология возможна на зрелой ступени развития общества. Ее особенностью является то, что клиент рассматривается не только и даже не столько как объект , сколько как субъект реабилитации.

Можно сказать, что социальная реабилитация в точном смысле этого слова это социальная самореабилитация человека. Она возможна только тогда ,когда для клиента создаются необходимые условия для свободного самовыражения личности.

Реабилитация позволяет клиенту интегрироваться в общество на основе равных прав и обязанностей с другими его членами.

Идеалом социальной реабилитации является личность, самореализующая себя, исходя из своих потенциальных возможностей и потребностей, а также исходя из имеющихся для того в наличии ресурсов в обществе. Социальная реабилитация ведет к социальной интеграции .

Следует сделать одну оговорку. В чистом виде технология социальной реабилитации не возможна. Для того, чтобы она стала реальностью, необходимо создать для этого соответствующие материальные и духовные предпосылки.

Вот эту предварительную задачу социальной работы и выполняют технологии социального призрения.

Можно сказать, что в условиях социально-ориентированного государства и общества технология социальной реабилитации в качестве своего предварительного этапа включает в себя технологические средства социального призрения.

В технологическом отношении социальная реабилитация, таким образом, предназначена для решения задач двоякого рода. Во-первых, опираясь на методы социального призрения, она направлена на создание материальных и духовных предпосылок преодоления жизненных барьеров клиента. Во-вторых, она имеет своей целью трансформацию личности клиента, как субъекта и объекта самореабилитации.

Социальная реабилитация, как правило, включает в себя такую компоненту, как медицинская реабилитация, кроме того, она связана на предварительном этапе с созданием необходимых материальных и духовных условий для безбарьерной самореализации личности клиента. Когда эти предварительные задачи оказываются решенными, то реабилитация вступает в основную свою фазу. Тогда на повестку встают вопросы формирования интеллектуальных нравственных и эстетических качеств клиента как личности.

Реабилитационный процесс протекает на основе активной и целенаправленной самодеятельности клиента. Функции социального работника на основном этапе реабилитации заключаются в том, что он выступает в роли наставника и консультанта.

В профессиональном плане использование реабилитационной технологии требует от социального работника соответствующей компетентности в вопросах педагогики и психологии, экономики и политики, права и т.д.

При этом, социальный работник выступает как специалист по социальной инженерии.

Исходя из изложенного, в содержание реабилитационной деятельности на предварительном этапе можно выделить такие направления, как семья и быт, социальная инфраструктура общества и коммуникация, образование и трудоустройство, физкультура и спорт, искусство и литература, средства массовой информации и т.д. К числу наиболее острых, на предварительном этапе. Можно отнести жилищно-коммунальные проблемы, градостроительной среды, транспорта и связи, профессионального обучения, создания специализированных рабочих мест и т.д.

Конечно же, в совокупности своей материальные и духовные предпосылки социальной реабилитации клиента носят конкретный индивидуальный характер.

В материальном отношении это связано с устранением или блокированием социально-экономических преград на пути самореализации личности клиента.

В духовном отношении, это обеспечение соответствующей социально-психологической среды для свободного самовыражения личности клиента в быту, в образовании, в труде и т.д.

Моделируя личностные характеристики клиента, социальный работник исходит из того, что они являются выражением реальных, а не вымышленных потенций человека. Модель должна соответствовать фактическому личностному потенциалу клиента. Здесь не должно иметь место ни психолого-педагогического прожектерства и волюнтаризма, ни псевдо-гуманистических идеалов реабилитации.

Человеческий потенциал клиента важно соизмерить с имеющимися в наличии материальными и духовными ресурсами общества далеко не все притязания и запросы клиента могут быть удовлетворены, даже в тех случая, когда для них есть определенные индивидуальные основания, кроме возможностей и потребностей самого клиента, существуют еще возможности и потребности общества, которые зачастую оказываются ограниченными.

Социальная реабилитация может стать реальным фактом только тогда, когда она осуществится как процесс самореабилитации на основе самодеятельности клиента.

Самодеятельность такого рода может иметь место только тогда, когда клиент располагает необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также ценностными ориентациями и установками.

Личностные качества клиента должны отвечать определенным требованиям интеллектуального, нравственного и эстетического порядка. Человек должен быть способен преодолевать жизненные трудности, имея для этого волю и характер.

Он должен быть целеустремлен и настойчив, способен к систематическому труду и саморефлексии. Для формирования и реализации всех этих качеств личности клиента социальный работник должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, которая как раз и отличает его как субъект реабилитационной деятельности.

Подытоживая сказанное, можно сформулировать основные принципы социальной реабилитации. Прежде всего, она осуществляется как акт самодеятельности клиента. В реабилитации есть два субъекта: социальный работник и клиент.

Функции первого заключаются в создании материальных и духовных условий самореабилитации клиента, а также в наставничестве и консультировании.

Функции второго – самореабилитация, при условии всей необходимой материальной и духовной помощи со стороны социального работника.

задача социального работника и клиента на решающем этапе социальной реабилитации состоит в том, чтобы адекватно смоделировать, а затем и реализовать на основе самодеятельности клиента необходимые личностные установки и ориентации, а также знания, умения и навыки профессионального и гражданского характера.

Социальная реабилитация отражает в себе все основные принципы психологии, педагогики и социальной инженерии и т.д. Среди таковых можно отметить гуманизм и демократизм, плюрализм и толерантность, конкретность и адекватность, самодеятельность и т.д.

Предыдущая20212223242526272829303132333435Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1118; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-24999.html

Основные направления социально-реабилитационной деятельности

Основные направления социально реабилитационной деятельности

задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии

его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних фак­торов, воздействующих на личность.

Вот почему деятельность специалиста по социальной реабилитации детей с ограничен­ными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реа­билитационного процесса.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются: органи­заторская деятельность; деятельность по диагностике пси­хического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятель­ности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность— это деятельность, на­правленная на достижение определенной цели или целей.

Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач.

Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реаби­литационной деятельности и выступает как необходимая, обя­зательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей дея­тельности. По существу, каждое действие специалиста по со­циальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект.

Включает деятельность, свя­занную с проектированием, планированием процесса социаль­ной реабилитации, определением его содержания, целей и за­дач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации меж­личностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, специалист по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответ­ствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

Организационный аспект. Специалист по социальной реа­билитации реализует на практике цели и задачи социальной реабилитации. Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна.

К числу основных организаторских действий, используемых в работе с людьми, относят: прось­бы, советы, пожелания, указания, замечания, требования.

Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в со­циально-реабилитационном процессе является педагогиче­ское требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами.

Чрезвычайно завышенная и заниженная (либе­ральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конеч­ные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной дея­тельности.

2. Диагностикапсихического и личностного развития ребенка.

Цель диагностики — выяснение с помощью психоди­агностических средств сущности индивидуально-психологи­ческих особенностей личности с целью оценки ее актуально­го состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Предме­том психологического диагноза является установление осо­бенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии. Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вы­несение решения — установление психологического диагно­за и определение на его основе прогноза развития.

Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процес­са социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:

— составления социально-психологического портрета ре­бенка, имеющего ограниченные возможности (психологиче­ского диагноза);

— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

— определения содержания и форм социально-реабилита­ционной работы, выбора средств и форм психологической кор­рекции и личностного развития ребенка;

— установления обратной связи, сигнализирующей об из­менениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Вы­готскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но про­гноз строится на умении настолько понять внутреннюю логи­ку самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Практическая психодиагностика предполагает наличие у специалиста по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта.

От него тре­буется соблюдение свода правил применения психодиагности­ческих средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этиче­ских и профессиональных норм психодиагностического обсле­дования.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабили­тационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обсле­дования. , формы и методы развивающей и кор-рекционной работы должны обеспечивать целостное воздей­ствие на личность ребенка или подростка.

Развивающая работа традиционно ориентирована на раз­витие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач со­циальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка.

Реализация этой программы осуществляет­ся путем включения ребенка э различные формы общения и деятельности.

Это могут быть: специальным образом орга­низованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслу­живающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, напри­мер, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и пере­живаний других людей, самооценки и самоанализа своего по­ведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приоб­ретается определенный духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями

в развитии ребенка.

Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задейст-вуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправле­нии.

Психокоррекционная работа осуществляется в двух фор­мах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников* участвующих в обслуживании де­тей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Главной его за­дачей является приобретение детьми и подростками опре­деленных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность.

Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, ак­тивно включались в процесс личностного развития, необхо­димо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи.

Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального раз­вития, готовность к усвоению тех или иных знаний.

Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, ко­торые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.

Консультирование — еще один вид практической работы специалиста по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками.

Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностиче­ского обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться.

многих проблем развития и личностного самоопределе­ния подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.

В функции специалиста по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но иродителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизне­деятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий.

Специалист по соци­альной реабилитации должен знать закономерности возник­новения, течения и исход болезни как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка.

Чтобы грамотно организовать социаль­но-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки дина­мического стереотипа организма в процессе выздоровления и их влияние на процесс реабилитации.

Нужно ясно осоз­навать и предвидеть как внутренние, так и внешние факто­ры, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной атравматической окружающей среды для детей с ограничен­ными возможностями здоровья по признаку аномалии.

Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что резуль­таты его выздоровления и развития находятся в прямой за­висимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиеническогих навыков, физической тре­нированности организма.

Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.

6. Социально—диспетчерская деятельность.

Цель — по­лучение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональ­ных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции.

В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организует это взаимо­действие.

В рамках социально-диспетчерского направления предпо­лагается решение следующих задач:

— определение характера проблемы и возможностей ее ре­шения;

— поиск службы или специалиста, способного оказать ре­бенку помощь;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистом;

— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистом;

— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации со­циально-реабилитационной работы, выделили основные ее направления. Следует иметь в виду, что процесс социальной реабилитации определяется, прежде всего, компетентностью специалиста по социальной реабилитации. Знание рассмот­ренных подходов поможет ему стать профессионально грамот­ным и четко представлять круг своих обязанностей.

Источник: https://cyberpedia.su/7xa6cf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.