Органы социального партнерства основные принципы социального партнерства

Понятие, принципы и формы социального партнерства

Органы социального партнерства основные принципы социального партнерства

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

• равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2) межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ); 3) региональный уровень в субъекте РФ; 4) отраслевой уровень; 5) территориальный уровень (в муниципальном образовании); 6) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

• участие работников, их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения в западных промышленно более развитых странах стали заклю­чаться в середине XIX в., когда обе стороны социально-трудовых отношений в ходе антагонистической борьбы трудами капитала начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре или соглашении.

Но их правовое регу­лирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, по существу, началось лишь в первой половине XX в. В России коллективные договоры появились в самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года.

Социальное партнерство в западных промышленно развитых странах сопровождает появление промышленной (производствен­ной) демократии, когда «дикий» капитализм XIX в., о котором писал К.

Маркс, сменяется в результате борьбы рабочего класса за свои права более гибким, делающим уступки этой борьбе, приспосабливаясь к ней, а отношения характеризуются достаточ­но высоким уровнем жизни, социальной защищенности трудя­щихся (например, страны Скандинавского полуострова), хотя в ряде стран сохранились старые отношения.

Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и ка­питала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к кон­фликтному сотрудничеству». В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года.

Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», который по-новому урегули­ровал порядок заключения коллективных договоров. В нем впер­вые в российском законодательстве употребляются термины «со­циальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в период Первой мировой войны 1914—1918 гг.

, а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны. Конвенция Международной организации труда № 98 «О при­менении принципов права на организацию и на ведение коллек­тивных переговоров» (1949 г.) не только защищает права проф­союзов, но в ст.

4 предусматривает принятие страной мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использова­нию процедуры ведения переговоров на добровольной основе ме­жду предпринимателями (т. е. работодателями) или их организа­циями, с одной стороны, и организациями трудящихся — с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения коллек­тивных договоров.

Следует отметить, что взгляды юристов Запада на роль социального партнерства неодинаковы. Исследователи в области социального партнерства в нашей стране тоже оценивают его по-разному. Так, Г. Н. Семигин считает его результатом клас­совой борьбы, согласования противоречий труда и капитала. М. В. Лушникова определяет его как механизм социального со­трудничества труда и капитала.

Однако роль социального парт­нерства у нас становится способом решения социально-трудовых проблем на различных уровнях. До принятия Закона РФ 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» этот термин был использован в ныне утратив­шем силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г.

Указ в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику еже­годное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объедине­ниями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.

Но более подробно социально-партнерские отношения по за­ключению соглашений и уже на пяти уровнях урегулировал За­кон «О коллективных договорах и соглашениях».

Значение этого Закона РФ в том, что он: впервые в истории трудового права России урегулировал по­рядок ведения коллективных переговоров и социально-партнер­ские отношения на более высоких, чем производство, пяти уров­нях; установил правовые основы и принципы разработки, заклю­чения и действия коллективных договоров и соглашений; расширил коллективно-договорное и социально-партнер-ско-договорное регулирование условий труда и социально-эконо­мических вопросов труда и быта трудящихся; дал легальные понятия коллективного договора и социаль­но-партнерского соглашения, установил виды и содержание та­ких соглашений и их социальные гарантии; установил соотношение трудового законодательства, социаль­но-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров; по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать — заключать или нет Коллективный договор; предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров; установил ответственность за уклонение от участия в коллек­тивных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений. Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудово­го права коллективные переговоры и социально-партнерские от­ношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социаль­но-экономических условий он также урегулировал коллективный договор. Организации имеют право самостоятельно по коллективному договору устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также по­ощрять работников тех организаций, которые обслуживают тру­довой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или специаль­ном соглашении. Коллектив организации независимо от ее организационно-пра­вовой формы решает вопрос о необходимости заключения с рабо­тодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О кол­лективных договорах и соглашениях». Следует отметить, что положения указанного Закона действу­ют в той части, в которой они не противоречат Трудовому ко­дексу. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г., который дал новую редакцию Закона РФ 1992 года, не предусматривал поня­тие «социальное партнерство», его систему и органы. Трудовой кодекс вобрал в разд. II «Социальное партнерство в сфере тру­да» (ст. 23—55) основные положения Федерального закона, не­сколько усовершенствовав отдельные из них, дал понятие дан­ного института трудового права и поставил его даже впереди норм о трудовом договоре, что мы, как ранее указывалось, счи­таем не очень последовательным, так как для работника все эти партнерские отношения возникают лишь при наличии у него трудового договора, т. е. когда он стал уже работником, а не до того. Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работ­ников), работодателями (представителями работодателей), орга­нами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленную на обеспечение согласования интересов ра­ботников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний. Такое понятие «социальное партнерство» основано на прин­ципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует междуна­родно-правовому регулированию труда. Но с точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами: «интересы госу­дарства, общества», так как они тоже заинтересованы в стабиль­ном экономическом и социальном развитии. Согласованные ин­тересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству. Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным. Следует иметь в виду, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социаль­ного партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на пред­ставительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнер­ства являются работники и работодатели в лице уполномочен­ных в установленном порядке представителей. Систему социального партнерства составляют пять следую­щих уровней (ст. 26 Кодекса): федеральный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда; региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Российской Федерации; отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.); уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК): коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив­ных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулиро­вания труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении органи­зацией. Таким образом законодатель производственную демокра­тию отнес к одной из форм социального партнерства, поскольку счел ее действенной, лишь если есть соглашение с работодателем о ней, что, думается, не бесспорно; участие представителей работников и работодателей в судеб­ном разрешении трудовых споров.

Источник: https://megaobuchalka.ru/15/806.html

Основные принципы социального партнерства

Органы социального партнерства основные принципы социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Основные принципы социального партнерства

Соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Понятие «социальное партнерство» определено пунктом 1 статьи 23 Трудового кодекса.

В сфере труда соцпартнерством считается система отношений, которые появляются между работниками и работодателями (или лицами, которые их представляют), структурами госвласти/местного самоуправления.

При этом данное соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Чтобы точнее сформулировать понятие социального партнерства, как понятие юридического характера, к описанию, имеющемуся в Трудовом кодексе, следует добавить следующее: взаимоотношения между различными субъектами соцпартнерства в сфере труда, которые урегулированы нормами трудового законодательства, становятся правоотношениями соцпартнерства. Данное понятие глубже помогут раскрыть основные принципы социального партнерства и формы его реализации.

Основы взаимодействия социальных партнеров

На уровне законодательных актов определяются стороны и участники соцпартнерства. Одной стороной является работодатель, а другой – работники, в том числе в виде представителей, которые получают свои полномочия в определенном порядке.

Социальное партнерство имеет несколько форм реализации. К ним относятся:

  • двусторонние отношения, в которых участвуют работодатель или его представитель и представители работников;
  • трехсторонние отношения, в которые кроме вышеперечисленных участников вовлечены структуры госвласти или местного самоуправления.

Во втором случае властные структуры участвуют в системе соцпартнерства, поскольку они призваны защищать интересы общества в целом, отвечают за координацию развития коллективно-договорного регулирования связей в сфере труда на разных уровнях и т.д.

Поэтому они не относятся к сторонам соцпартнерства, за исключением ситуаций, когда именно эти органы могут представлять работодателей (статья 34 ТК России).

  Также госорганы могут выступать в качестве работодателя, если речь идет о взаимоотношениях с работниками, которые заняты непосредственно в таких структурах.

Принципы соцпартнерства

Ведущие принципы соцпартнерства зафиксированы в 24 статье Трудового кодекса России.

В сфере труда основными принципами социального партнерства являются:

  • равные права участвующих сторон. Это проявляется в том числе в том, что каждая из них может выступать инициатором переговоров.
  • Уважение сторон, а также их интересов, для согласования которых используется такая форма взаимодействия, как переговоры.
  • Наличие заинтересованности в использовании договорных отношений. На законодательном уровне решение множества вопросов и проблем предоставляется на усмотрение сторон, в связи с этим им приходится достигать договоренности.
  • Содействие со стороны государства в развитии на демократических основах различных форм реализации соцпартнерства. Для этого в сфере труда создаются структуры, которые призваны урегулировать отношения социально-трудового характера.
  • Стороны должны соблюдать трудовое законодательство и прочие нормативные документы, которые содержат соответствующие нормы. Это подразумевает, что любая сторона, которая подписывает соглашение или контракт, обязуется выполнять прописанные в нем условия.
  • Наличие полномочий у представителей: полномочия представителей работников подтверждаются протоколом общего собрания (конференции), на котором они избираются; работодатели же определяют своих представителей соответствующим приказом.
  • При обсуждении проблемных вопросов, которые входят в сферу труда, должна иметь место свобода выбора. Трудовым кодексом предусмотрена возможность выбирать любые вопросы, а не только рекомендуемые.
  • Стороны берут на себя обязательства добровольно, принуждения и угрозы в любой форме не допускаются.
  • Обязательства, которые они на себя берут, должны быть реальными для исполнения.
  • Коллективные договора и соглашения носят для реализации обязательный характер.
  • За выполнением колдоговоров и соглашений осуществляется контроль, за который несут ответственность органы надзора.
  • Стороны в случае невыполнения колдоговоров и соглашений несут ответственность административного характера.

Стоит отметить, что социальное партнерство является частью рыночного общества, возникающей, когда оно достигает определенной зрелости, вместе с развитием сферы труда и появлением профсоюзов, которые выступают в качестве представителей прав и интересов работников.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva.html

1.Социальное партнерство (понятие, принципы)

Органы социального партнерства основные принципы социального партнерства

Социальноепартнерство в сфере труда –система взаимоотношений между работниками(представителями работников), работодателями(представителями работодателей), органамигосударственной власти, органамиместного самоуправления, направленнаяна обеспечение согласования интересовработников и работодателей по вопросамрегулирования трудовых отношений ииных непосредственно связанных с нимиотношений.

Отношениясоциального партнерства:

а)двусторонние – между представителямиработников и работодателей); б)трехсторонние – с участием органовгосударственной власти и органовместного самоуправления.

Системасоциального партнерства –совокупность мер организационного,правового, экономического характера,которые должны функционировать на всехуровнях экономики, от общефедеральногоуровня до уровня отдельно взятойорганизации в области социально-трудовыхотношений, разрешения социально-трудовыхконфликтов. Система социальногопартнерства включает федеральный,региональный, отраслевой, территориальныйуровень и уровень организации.

Основныепринципы социального партнерства:

  1. равноправие сторон;

  2. уважение и учет интересов сторон;

  3. заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;

  4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

  5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

  6. полномочность представителей сторон;

  7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

  8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

  9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

  10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

  11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

  12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

2.Стороны социального партнерства. Уровни и формы социального партнерства

Всоответствии со ст. 25 ТК РФсторонами социального партнерстваявляются работники и работодатели влице уполномоченных в установленномпорядке представителей.

Органыгосударственной власти и органы местногосамоуправления являются сторонамисоциального партнерства в случаях,когда они выступают в качествеработодателей, а также в других случаях,предусмотренных трудовым законодательством.

Законодательподчеркивает особую роль органовгосударственной власти и органовместного самоуправления в системесоциального партнерства.

Они участвуютв создании и работе постоянно действующихорганов социального партнерства,подготовке проектов и заключениисоглашений различного уровня, однаконе принимают на себя никаких обязательств.

Их участие в системе социальногопартнерства объясняется необходимостьюучитывать интересы общества в целом,координировать развитие коллективно-договорногорегулирования трудовых отношении наразличных уровнях, согласовыватьгосударственное и договорное регулирование.

Крометого, они осуществляют своеобразноепосредничество, помогают сторонамдостичь соглашения и заключитьвзаимоприемлемые и сбалансированныедоговорные акты. Поэтому они не признаютсясторонами социального партнерства.

Единственным исключением из этогоправила являются случаи, когдасоответствующие органы сами выступаютв качестве работодателей (для работников,занятых в них) или представляютработодателейв соответствии со ст. 34 ТК РФ.

ПостановлениемПравительства РФ от 10.08.

2005 N 500 “Онаделении федеральных органовисполнительной власти правом представленияработодателей при проведении коллективныхпереговоров, заключении и измененииотраслевых (межотраслевых) соглашенийна федеральном уровне” федеральныеорганы исполнительной власти наделеныправом представлять работодателей припроведении коллективных переговоров,заключении и изменении отраслевых(межотраслевых) соглашений на федеральномуровне. Установлено, что федеральныеорганы исполнительной власти имеютправо представлять работодателей,подведомственных указанным органам,при проведении коллективных переговоров,заключении и изменении отраслевых(межотраслевых) соглашений на федеральномуровне (п. 1).

Всложном комплексе взаимоотношений посоциальному партнерству существуютиндивидуальные и коллективные отношения,которые возникают между разнымисубъектами. Поэтому следует различатьстороны трудового отношения, которымиявляются работник и работодатель, истороны социального партнерства -работодатель (работодатели) и работникив лице их представителей, уполномоченныхв установленном порядке.

Какбыло указано, норма ч. 1 ст. 25 ТК РФразличает стороны социального партнерстваи их представителей.

Сторонысоциального партнерства – работники иработодатели – могут вступать всоответствующие взаимоотношения лишьчерез своих представителей, круг которыхи их правовой статус определены в гл. 4(ст. ст. 29 – 34 ТК РФ).

Работники работодатель

Понятиесторон социального партнерства имеетсяво многих законах субъектов РоссийскойФедерации о социальном партнерстве.Данное понятие определяется через такиецентральные понятия, как “работник”и “работодатель”.

Приэтом, как правило, понятие “работодатель”в большинстве случаев с различнымивариантами формулировок воспроизводитсяиз ТК РФ (ст. 20).

Уровни социальногопартнерства:

  1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

  2. межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);

  3. региональный уровень в субъекте РФ;

  4. отраслевой уровень;

  5. территориальный уровень (в муниципальном образовании);

  6. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формысоциального партнерства:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Органамисоциального партнерства являютсякомиссии по регулированию социально-трудовыхотношений. Они создаются для веденияколлективных переговоров, подготовкипроектов коллективных договоров,соглашений. На федеральном уровнедействует Российская трехсторонняякомиссия (согласно Федеральному законуот 1 мая 1999 г.

«О Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовыхотношений»), состоящая из общероссийскихобъединений профсоюзов, объединенийработодателей и Правительства РФ.

Нарегиональном и территориальном уровнесоздаются комиссии, действующие наосновании закона субъекта РФ, положенийорганов местного самоуправления.

Источник: https://studfile.net/preview/3857688/

Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие

Органы социального партнерства основные принципы социального партнерства

  • 13 Октября, 2018
  • Термины
  • Ольга Ивановна

Трудовые отношения – это сложная система взаимодействий и взаимных влияний, которая требует непрерывного регулирования.

Именно это является целью существования социального партнерства.

Его участниками являются не только работники и работодатели, но также представители государственной и муниципальной власти, и общественных организаций.

Определение

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между наемными работниками (ли их представителями), работодателями (или их представителями), представителями органов государственной и муниципальной власти. Целью является учет и согласование интересов всех сторон трудового процесса в сфере регулирования трудовых отношений идругих сопутствующих вопросов.

Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:

  • специфический тип общественных взаимоотношений между социальными группами, структурами, классами, общностями;
  • механизм регулирования взаимоотношений между трудящимися, руководителями предприятий и органами власти;
  • социально-трудовые отношения, обеспечивающие равноправное сотрудничество трудящихся и работодателей с целью соблюдения их ключевых интересов.

Представители сторон

В вопросах улучшения условий и увеличения производительности труда социальное партнерство является мощным механизмом. В процессе переговоров интересы сторон представляют полномочные представители. Со стороны работников таковыми могут быть:

  • профсоюзы;
  • объединения профсоюзов;
  • профкомы;
  • лица или организации, выбранные работниками в соответствии с положениями законодательства о труде.

Представителями работодателя могут быть:

  • руководитель предприятия;
  • лица, уполномоченные руководителем предприятия.

Принципы

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и представителями органов власти на различных уровнях. Она функционирует на основе следующих принципов:

  • Равноправие сторон – каждый из участников партнерства в равной степени имеет право выступать в роли инициатора переговоров. Гарантируемые равные права на соблюдение интересов, не противоречащих закону.

  • Уважение интересов – в ходе переговоров должны быть приняты во внимание и соблюдены интересы всех сторон. Но учитывая, что интересы работников и работодателей, как правило, расходятся, задача партнерства – привести их к гармоничному равновесному состоянию. При этом у работников есть приоритетное право выдвигать волнующие вопросы на рассмотрение.

  • Заинтересованность в договорных отношениях – ряд вопросов, не имеющих четкой трактовки в законодательстве, остается на усмотрение сторон, которые должны прийти к “общему знаменателю”.

  • Государственное содействие – создание специальных органов, обеспечивающих урегулирование споров и выполнение договоренностей.

  • Соблюдение трудового законодательства – каждая из сторон, выдвигая те или иные требования, должна руководствоваться нормативно-правовыми актами.

  • Полномочность представителей – представители каждой из сторон на переговорах должны быть утверждены документально, а их полномочия – подтверждены соответствующим приказом.

  • Свобода выбора вопросов – представители не ограничены перечнем вопросов, представленных в Трудовом Кодексе, а могут предлагать собственные.

  • Добровольность – стороны принимают на себя обязательства исключительно по собственной воле, а не под принуждением или давлением.

  • Реальность – принимаемые решения и возложенные обязательства должны быть выполнимыми.

  • Обязательность – решения, обозначенные в коллективных договорах, обязательны к исполнению всеми сторонами.

  • Контроль – специально созданные надзорные органы должны следить за воплощением в жизнь достигнутых договоренностей.

  • Ответственность – за невыполнение сформулированных в ходе переговоров положений договоренности предусмотрена административная ответственность.

Функции

В социальной сфере социальное партнерство выполняет две основные группы функций. А именно:

  • Прямые – направлены на установление и поддержание социального мира и равновесия в обществе.
  • Косвенные – воздействие на формирование общества и экономики.

Основные формы

Можно выделить такие основные формы социального партнерства:

  • Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
  • Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
  • Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
  • Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.

Коллективные переговоры

Одна из форм социального партнерства – это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.

Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении.

Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку.

В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.

В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.

Участие работников в управлении организацией

Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:

  • учет мнения работников по принципиальным вопросам, обозначенным в Трудовом кодексе и коллективном договоре;
  • проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия внутренних актов, непосредственно касающихся соблюдения норм трудового права;
  • получение информации по принципиальным вопросам, которые касаются непосредственно интересов работников;
  • коллегиальное обсуждение с работодателем вопросов совершенствования работы организации;
  • участие в разработке шаблона коллективного договора.

Коллективный договор

Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства – это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:

  • размеры и формы оплаты труда наемных работников;
  • особенности выплаты компенсаций и пособий;
  • механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
  • прием, высвобождение и переобучение работников;
  • соотношение времени труда и отдыха;
  • вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
  • улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
  • соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
  • обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
  • вопросы организации и оплаты питания;
  • оздоровление работников и членов их семей;
  • порядок контроля за выполнением коллективного договора.

Уровни

Социальное партнерство осуществляется на пяти уровнях. А именно:

  • федеральный – установление основ трудовых отношений в рамках государства;
  • региональный – установление основ трудовых отношений в пределах субъектов РФ;
  • отраслевой – установление основ трудовых отношений в пределах одной или нескольких отраслей;
  • территориальный – установление основ трудовых отношений на муниципальном уровне;
  • организационный – установление основ трудовых отношений в рамках конкретной организации.

Органы партнерства

Органы социального партнерства – это комиссии, которые регулируют социально-трудовые отношения на всех уровнях. В и состав на равных условиях входят представители всех сторон партнерства (то есть, работников, работодателей и государственных органов).

На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.

На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.

Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут существовать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Их основное предназначение – подготовка и заключение отраслевых соглашений.

Международный опыт

Информация о том, что такое социальное партнерство, а также практика его ведения пришли из индустриально развитых стран. За границей оно осуществляется в таких формах:

  • В Австрии, Швеции, Германии, Японии, Нидерландах и Швейцарии получила распространение корпоративистская система. Она подразумевает использование процедур, механизмов и органов (например, комитетов и консультативных советов) на разных уровнях.

  • В США, Канаде и Великобритании распространена плюралистическая система. Она подразумевает согласование спорных вопросов на общем общественном уровне посредством политического процесса (профсоюзы, партии, парламент). Также поощряется развитие сотрудничества работников и работодателей внутри компаний.

Состояние вопроса в России

В России социальное партнерство является трипартистским (подразумевает три участника – работник, работодатель и государство). Можно сказать, что на данный момент оно находится на стадии развития и пока не функционирует в полной мере.

В частности, не проработаны и не запущены механизмы, посредством которых могли бы реализовываться принятые решения. Тем не менее в некоторых отраслях отмечается значительный прогресс.

Например, тарифные соглашения в угедобывающей отрасли привели к росту производства и улучшению материального положения рабочих.

По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.

Заключение

Развитая система социального партнерства является одним из основных признаков стабильного демократического общества. Это является неким мультипликатором уровня социальной, политической, экономической и нравственной зрелости социума.

Несмотря на то что в отечественной практике присутствует достаточно внушительная законодательная база в отношении социального партнерства, на деле данная система пока не получила серьезного развития.

Это обозначает приоритетные направления работы в области трудового законодательства, которое должно быть направлено на ужесточение санкций за неисполнение обязательств по коллективным договорам и нежелание сторон принимать участие в переговорах по существенным вопросам.

Источник: https://fin-az.ru/424742a-sotsialnoe-partnerstvo-ponyatie-formyi-printsipyi-razvitie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.