Органы социального партнерства это

Вопрос 14 Стороны, органы, система и формы социального партнерства

Органы социального партнерства это

Социальное партнерство –система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются:

· федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

· региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

· отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

· уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Статьей 27 ТК РФ закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.

К ним относятся: 1)коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению; 2)взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 3)участия работников, их представителей в управлении организацией; 4)участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые: обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений; ведение коллективных переговоров; обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения; организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе. Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ.

Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Вопрос 15 Коллективный договор: понятие, стороны, содержание, порядок разработки и заключения, действие, контроль за выполнением, ответственность за нарушение.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, а также акт социального партнерства работников и работодателя.

Стороны– работники в лице их представителей и работодатель, представленный руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Коллективный договор состоит из вступительной части, раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, включающего права и обязанности работников организации и их представительных органов.

Условия и нормы коллективного договора обязательны для исполнения и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством о труде.

При ухудшении положения работников коллективный договор в этой части считается недействительным.

В коллективном договоре обязательно оговариваются сроки действия (не более 3 лет) и порядок изменения коллективного договора, а также сроки отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в 7дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации (при ее осуществлении выявляются условия, ухудшающие положение работников).

Договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или со дня, установленного в самом договоре. Срок договора может быть продлен сторонами, но не более чем на 3 года.

Вопрос 16 Социально-партнерские соглашения: понятие, виды, стороны, содержание, порядок разработки и заключения, ответственность за нарушение.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания):

– генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996–1997 годы (Российская газета. 1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. Участники – общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ;

– региональное соглашение на уровне субъекта РФ, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона.участники – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта;

– отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Отраслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным.

Участники – соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.;

– территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования. участники – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления.

Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними, когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти.

и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

– улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

– обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;

– повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

– обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения).

Подписанное соглашение в 7-дневныи срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне – в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации – в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения.

Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом (ст. 25–28) – штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый судом.

Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную.

Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.



Источник: https://infopedia.su/13xacd9.html

Что такое органы социального партнерства

Органы социального партнерства это

Органы социального партнерства – это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их правовой статус регламентирует ст. 35 Трудового кодекса РФ.

Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Создание комиссий на межрегиональном уровне социального партнерства прямо не предусматривается, однако создание такой комиссии возможно.

Государство поощряет проявления социального партнерства на любых уровнях.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются на равноправной основе по решению сторон социального партнерства и наделяются ими необходимыми полномочиями.

Основными задачами органов социального партнерства являются:

  • Обеспечение регулирования социально-трудовых отношений.
  • Введение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений.
  • Организация контроля за их выполнением на всех уровнях.

Состав, структура и полномочия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений зависят от уровня социального партнерства.

1. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК). Деятельность РТК регламентируется Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Основными задачами Российской трехсторонней комиссии являются:

  • Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
  • Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
  • Проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения.
  • Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.
  • Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения.
  • Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, межотраслевых, региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности РТК.
  • Изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках РТК консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Особенность правового статуса указанного органа проявляется в назначении Президентом РФ координатора РТК, который не является ее членом, не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в ании, но в то же время имеет достаточные полномочия для осуществления правового контроля. Такие же координаторы предусмотрены и для каждой стороны РТК.

Поскольку вопросы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений находятся в совместном ведении России и ее субъектов, в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на региональном уровне 

На региональном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом (межотраслевом) уровне 

Отраслевой (межотраслевой) уровень предусматривает образование отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях социального партнерства, объединенных принадлежностью к какой-либо отрасли (отраслям) экономики.

4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на локальном уровне

На локальном уровне формируются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, ограниченные деятельностью организации – юридического лица или работодателя – индивидуального предпринимателя. Состав таких комиссий, их полномочий утверждаются локальными нормативными актами работодателя в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.

Источник: https://www.protrud.com/2016/05/03/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Трудовой кодекс РФ. Глава 5. Органы социального партнерства

Органы социального партнерства это

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/05-organy-socialnogo-partnerstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.