Организация реабилитационной помощи

Реабилитация: понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению

Организация реабилитационной помощи

Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis — «способность», rehabilis — «восстановление способности».

К основным принципам реабилитации относятся: · раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ), · комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,

· индивидуализация программы реабилитации, · этапность реабилитации,

· непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

· социальная направленность РМ,

· использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитаци

Виды реабилитации 1. Медицинская реабилитация : 2. Социальная реабилитация . 3. Социально‑бытовая адаптация : 4. Социально‑средовая реабилитация : 1) проведение социально‑психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

3) содействие в решении личных проблем; 5. Программа профессиональной реабилитации :

Обучение навыкам самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих больных восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться.

В этой связи становится очевидной необходимость восстановления нарушенных функций с учетом принципов сбалансированности и дозированности нагрузки, а главное – комплексности лечения с тщательным планированием комбинаций процедур.

Средствами восстановления, как уже говорилось, могут быть физиопроцедуры и гидропроцедуры, массаж, упражнения на растягивание и др.

Образ жизни и условия жизни населения РФ. Категории образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье различных групп. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.

Всемирной организации здравоохранения занимаются решением проблемы поиска конструктивных определений понятий индивидуального, группового и общественного здоровья.

Предложены десятки определений, что свидетельствует об отсутствии общепринятых определений.

Однако разработка системы мониторинга требует согласованного определения, включающего количественные оценки целевой функции по охране здоровья населения, отображающих как состояние самого здоровья в динамике,

так и зависимость его от управляемых факторов среды обитания, экономики и качества жизни. Попытки создать систему мониторинга здоровья населения (МЗН) и социально-гигиенического мониторинга (СГМ) начались еще в 1993 году.

Указом Президента и Правительства России были даны задания по созданию системы мониторинга здоровья населения и социально-гигиенического мониторинга.

Эти документы разделили между ведомствами санэпиднадзора и органами управления

здравоохранением решение единой задачи – диагностики состояния здоровья населения со всей совокупностью факторов, влияющих на его состояние, и создалось много проблем во взаимодействии реализации этих задач параллельными службами на федеральном и территориальном уровнях.

Образ жизни человека включает три категории:

—уровень жизни,

—качество жизни

—стиль жизни.

Уровень жизни — количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др.

Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей.

Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).

Качество жизни — степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ). Как метод измерения благополучия и качества жизни можно использовать оценку уровня осуществления желаний.

Стиль жизни — особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т. е.

определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Это существенный признак индивидуальности, проявление относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни (В.В. Колбанов, 1998).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер.

Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями (образ).

Источник: https://studopedia.ru/8_101824_reabilitatsiya-ponyatie-vidi-sovremennie-osobennosti-organizatsii-reabilitatsionnoy-pomoshchi-naseleniyu.html

Презентация:

Организация реабилитационной помощи

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация: ” Организация реабилитационной помощи на территории Р.Ф.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Организация реабилитационной помощи на территории Р.ф. СПб ГБУ ДПО «ЦПО СМП» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Мороз Л.И.

2 слайдОписание слайда:

Определение понятия «Реабилитация» по (ВОЗ) Реабилитация это совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушением функций в результате болезней, травм и врождённых дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут. Это процесс направленный на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной (при данном заболевании) -психической -профессиональной -экономической Полноценности.

3 слайд 4 слайдОписание слайда:

Центры медицинской реабилитации (МЦР) Реабилитационные отделения много и однопрофильных больниц, санаториев или поликлиник. К разновидностям ЦМР относятся: -МЕЖРАЙОННЫЕ ЦЕНТРЫ РЕАБИЛИТАЦИИ; – ПРОФИЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЦМР НА БАЗЕ ГОЛОВНЫХ НИИ; -ЦЕНТРЫ ПРОФССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ; -КОМБИНИРОВАННЫЕ ЦЕНТРЫ МЕДИЦИНСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайдОписание слайда:

Программа медицинской реабилитации включает: -физические методы реабилитации( электролечение, электростимуляцияи тд.

) -механические методы реабилитации ( механотерапия, кинезотерапия) -массаж; -акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и др.

-трудотерапия -психотерапия -логопедическую помощь -ЛФК -реконструктивная хирургия -протезно-ортопедическая помощь. -санаторно-курортное лечение -технические средства(калопрёмник, мочеприёмник и т. д.)

10 слайдОписание слайда:

Физическая реабилитация Это составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации Это система мероприятий -по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей -повышению функционального состояния организма -улучшению физических качеств -психоэмоциональной устойчивости -адаптационных резервов организма человека Средствами и методами физической культуры, элементов спорта, массажа, ФТО и природных факторов.

11 слайдОписание слайда:

Средства медицинской и физической реабилитации: Активные, пассивные и психорегулирующие Активные: Все средства ЛФК:-физические упражнения, элементы спорта, работа на тренажёрах, трудотерапия Пассивные: Массаж, мануальная терапия, ФТО, природные факторы. Психорегулирующие: Психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация

12 слайдОписание слайда:

Основные средства физической реабилитации – Физические упражнения – Элементы спорта Применение их Педагогический, образовательный процесс

13 слайд 14 слайдОписание слайда:

ЛФК-это научная дисциплина,которая -изучает влияние средств физической культуры на больного человека -вырабатывает методику их применения при различных заболеваниях -использует средства физической культуры для лечения и реабилитации больных ЛФК в своём составе имеет 2 раздела 1-общие основы 2-ЛФК в клинике различных заболеваний

15 слайдОписание слайда:

ЛФК-ЭТО МЕТОД 1 Неспецифической терапии 2 Патогенитической ———— 3 Функциональной ————

16 слайдОписание слайда:Терапевтический эффект возможен при соблюдении следующих принципов: 1-Системность—(это воздействие физическими упр-ями с определённй их подбором и последовательностью их применения) 2-Регулярность-(занятия от 1 до нескольких раз в день) 3-Длительность-(у неврологических б-х всю жизнь) 5-Нарастание дозировки-(как в 1-ой процедуре, так и в курсе) 4-Индивидуализация-(упр-я подбирать в соответствии с заболеванием, сроком, режимом, сопутствующими заболеваниями, возрастом, полом, физ.подготовкой)
17 слайдОписание слайда:

В ЛФК предусматривается тренировка 1 Общая—-это общая функциональная адаптация организма 2 Специальная-непосредственное воздействие на патологический очаг

18 слайд 19 слайд 20 слайдОписание слайда:

Осмотр осанки спереди и сзади

21 слайдОписание слайда:

Осмотр осанки производится и сбоку

22 слайд 23 слайд 24 слайдОписание слайда:

Круглая спина

25 слайдОписание слайда:

Кругло-вогнутая спина

26 слайдОписание слайда:

Плоская спина

27 слайд 28 слайд 29 слайд 30 слайд 31 слайд 32 слайд 33 слайдОписание слайда:

Нельзя носить в одной руке

34 слайдОписание слайда:

Нельзя так стоять

35 слайдОписание слайда:

Проверка правильной осанки, используя тактильное чувство

36 слайдОписание слайда:

Воспитание правильной осанки

37 слайд 38 слайд 39 слайдОписание слайда:

Обучение правильному сидению

40 слайд 41 слайдОписание слайда:

Полезна иппотерапия

42 слайд 43 слайдОписание слайда:

Корректор осанки

44 слайдОписание слайда:

Не менее чем у 80 % людей возникают проблемы ОДА, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стоп (D.J.Magee, 1997, Orthopedic Physical Assessment

45 слайдОписание слайда:

Перегрузка поперечного свода стопы  Деформация поперечного свода стопы  Потеря рессорной способности  Перегрузка костных и мягких структур стопы  Боль, натоптыши

46 слайд 47 слайдОписание слайда:

Причины плоскостопия можно разделить на 2-е категории внутренние и внешние. Внутренние причины – это всё что связано с особенностями развития костно-мышечной системы человека.

К плоскостопию предрасположены люди имеющие слабость соединительной ткани, часто является причиной поперечного плоскостопия.

Ослабление мышечного – связочного аппарата, индивидуальные особенности, наследственный фактор, врожденные и генетические заболевания, недостаточной физической активности и тренированности особенно у лиц сидящих профессий. ,

48 слайд 49 слайдОписание слайда:

Внешние причины – все факторы, которые приводят к слабости мышечного – связочного аппарата стопы и развитию плоскостопия из внешней среды: Тяжелые физические нагрузки, в том числе люди профессий, которые связаны с продолжительным пребыванием на ногах: парикмахеры, продавцы, и др.

Избыточный вес, беременность, поднятие и ношение тяжестей Обувь! Неправильная обувь первая причина в развитии плоскостопия. Однако обувь на плоской подошве так же может способствовать плоскостопию, особенно у детей до 6-7 лет, у которых еще происходит процесс формирование стопы.

Высота каблука для взрослых должна быть 3-4 см, для детей 1-1,5 см.    

50 слайд 51 слайд 52 слайд 53 слайд 54 слайдОписание слайда:

ПОСЛЕДСТВИЯ «СКРУЧЕННОГО ТАЗА» 1. Компенсаторный грудо- поясничный сколиоз  Функциональный блок 3. Боли в пояснице 4.Перегрузка и «износ» т/б сустава.   

55 слайдОписание слайда:

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ Формирование правильной походки, не разводить носки при ходьбе – это перегружает внутренний край стопы и его связки. С предрасположенность к плоскостопию правильно выбирать место работы (работу не связанную с длительными нагрузками на ноги).

Правильно подобранная обувь, на толстой и мягкой подошве, каблук не более 4 см. Ношение стелек-супинаторов при длительных нагрузках. В свободное время давать отдых ногам, не менее 30 секунд, 3-4 раза вдень вставать на внешние стороны стоп. После работы рекомендуется принять теплые ванны для ног, с их последующим массажем.

Хождение босиком по неровной поверхности, по камешкам, по песку, ходьба на пятках, внутренней поверхности стоп, цыпочках, подвижные игры.

Максимально ограничит ношение обуви на высоком каблуке Правильно дозировать физическую нагрузку, избегать чрезмерных нагрузок Здоровый образ жизни, рациональное питание, принимать пищу богатую витаминами и микроэлементами в особенности кальцием.  

56 слайдОписание слайда:

Ригидные «стельки-супинаторы» действуют на стопы как иммобилизующая гипсовая повязка: функция ограничивается, мышечная сила падает. В результате стопы становятся функционально более слабыми, менее толерантными к нагрузке и… более уплощёнными, чем до назначения подобных стелек». B. Rothbart, 2002

57 слайдОписание слайда:

РАЗГРУЖАЮЩИЕ СТЕЛЬКИ «Стельку следует изготавливать из материалов, способных при носке повторить рельеф и изгибы стопы» (Ю.П. Зыбин, 1960

58 слайдОписание слайда:  Технология FormThotics:базисная терапия «болевой перегрузки» раннего износа суставов и и деформаций.  Мягкая поддержка сводов  Проприорецептивная стимуляция К. м. н., доцент В. Г. Постоловский E-mail: postolovskii_v@mail.ru тел.:8-921-370-16-46 Санкт – Петербург  
59 слайдОписание слайда:

Участие медицинской сестры в реабилитации ортопедических больных 1. Проведение бесед профилактике нарушения осанки и плоскостопия. 2.Рекомендации по ношению обуви , одежды. 3.Информация о приобретении стелек.

60 слайдОписание слайда:

Остеохондроз

61 слайдОписание слайда:

Межпозвонковый диск

62 слайд 63 слайд 64 слайд 65 слайд 66 слайд 67 слайд 68 слайдОписание слайда:

Укрепление мышц шеи

69 слайд 70 слайд 71 слайд 72 слайд 73 слайд 74 слайд 75 слайд 76 слайд 77 слайдОписание слайда:

Рекомендации   1.-   Не перегружайте позвоночник, не создавайте условий, способствующих повышению давления в межпозвонковых дисках: 2. Ограничьте вертикальные нагрузки;   3.-не делайте резких движений, особенно поворотов туловища при наклоне;

78 слайдОписание слайда:

4.-избегайте падений и прыжков с большой высоты, травм и ушибов позвоночника 5.-чаще меняйте положение тела;   6.- держите спину ровно;  

79 слайдОписание слайда:

7.-старайтесь сохранять естественные физиологические изгибы позвоночника В положении лёжа нагрузка на позвоночник минимальна, но постель должна быть полужесткой (желательно спать на сплошном ортопедическом матрасе и ортопедической подушке) ,

80 слайдОписание слайда:

В положении сидя спину держать ровно за счет мышц или прижимая её к спинке стула или кресла (сиденье должно быть достаточно жестким, а спинка иметь изгиб в районе поясницы.

81 слайдОписание слайда:

Голову держите прямо В положении стоя чаще меняйте ногу, на которую опираетесь; вставать с постели или со стула, а также ложиться и садиться, следует при помощи рук не напрягая и не сгибая спину. ,

82 слайдОписание слайда:

  8.-не поднимайте и не держите тяжелые предметы на вытянутых руках, для поднятия предмета присядьте на корточки, а затем вставайте вместе с ним, при этом предметы должны находиться как можно ближе к туловищу.    

83 слайдОписание слайда:9.-при переноске тяжестей старайтесь равномерно распределять нагрузку, то есть не носите сумки в одной руке и т.д., если приходится нести предмет перед собой, держите его как можно ближе к телу, и, передавая его, не вытягивайте руки вперёд, а также для переноски тяжестей используйте чемоданы на колёсиках, рюкзаки, тележки.  
84 слайдОписание слайда:

10.–При выполнении тяжелой работы, связанной с подъемом, передвижением или переноской тяжестей используйте широкий пояс или специальный корсет; для лиц, страдающих остеохондрозом, не следует поднимать груз более 10 кг;  

85 слайд 86 слайд 87 слайд 88 слайд 89 слайд 90 слайд 91 слайд 92 слайд 93 слайд 94 слайдОписание слайда:

Участие медицинской сестры в реабилитации неврологических больных 1.Беседы о профилактике остеохондроза. 2.Рекомендации по правильным позам при движениях. 3.Помощь при двигательно-адаптационных возможностях больных.

95 слайдОписание слайда:

Контрольные вопросы 1.В чём заключается особенность метода ЛФК? 2. Чем чревато нарушение осанки и плоскостопие? 3.Когда следует начать пользоваться воротником Шанца? 4.Какими способами предотвратить обострения пояснично-крестцового радикулита дискогенного происхождения? 5.Какому дыханию необходимо обучить сердечно-сосудистых больных?

96 слайдОписание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-organizaciya-reabilitacionnoy-pomoschi-na-territorii-rf-1668410.html

Реабилитация понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению

Организация реабилитационной помощи

Медицинская реабилитация – комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Восстановительное лечение, или реабилитация – это целый комплекс мероприятий (медицинских, психологических, бытовых, педагогических, социально-экономических, производственных и др.), направленных на скорейшее и максимально полное восстановление здоровья больных людей и инвалидов и их возвращение к активному, подвижному образу жизни и общественному труду.

В реабилитации нуждаются лица, перенесшие такие тяжёлые заболевания, как инсульт и инфаркт миокарда, получившие повреждения спинного мозга, страдающие патологией суставов и/или позвоночника с развитием деформаций, психически больные, а также люди с врождёнными либо приобретенными нарушениями опорно-двигательной системы, с дефектами зрения, органов слуха, речи, с серьёзными поражениями центральных отделов нервной системы. Восстановительное лечение необходимо тем, кто перенёс хирургическое вмешательство на сердце и обширные операции на внутренних органах, тем, кто утратил трудоспособность на фоне длительных и часто повторяющихся заболеваний, и инвалидам всех групп.

Выделяют следующие виды реабилитации: медицинская, профессиональная, трудовая, социальная.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к его функциональным возможностям, организацию предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

Помощь по медицинской реабилитации оказывается взрослому и детскому населению в соответствии с уровнем заболеваемости и инвалидизации по основным классам заболеваний и отдельных нозологических форм.

Помощь по медицинской реабилитации оказывается в плановом порядке в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи в следующих условиях: – вне медицинской организации (на дому) путем вызова специалиста; – амбулаторно; – в дневном стационаре;

– стационарно.

Помощь по медицинской реабилитации оказывается в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа:

– первый (I) этап организации медицинской реабилитационной помощи в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии

– второй (II) этап организации медицинской реабилитационной помощи в стационарных условиях медицинских организаций (реабилитационных центров, отделений реабилитации), в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, инвалидам, часто болеющим детям

– третий этап (III) организации медицинской реабилитационной помощи в ранний, поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам

Образ жизни и условия жизни населения РФ. Категории образа жизни. Мотивации, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.

Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной, коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретных социально–экономических отношений.

Образ жизни – главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни 4 категории:

1) экономическую – уровень жизни (количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей);

2) социологическую – качество жизни (категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации);

3) социально-психологическую – стиль жизни (особенности поведения конкретного человека или группы людей);

4) социально–экономическую – уклад жизни(порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей)

· Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

· Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.

Мотивации, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни:

· 1. Самосохранение. Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает.

Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Если человек выяснил, что на яичный белок у него развивается аллергическая реакция, он не будет есть яйца.

Мотивация: “Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни”.

· 2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.

Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства обучают гигиеническим навыкам, что продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями.

Мотивация: “Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других”.

· 3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Мотивация: “Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство”. Например, водные процедуры за счет изменения кровообращения вызывают приятные ощущения.

· 4. Возможность для самосовершенствования. Мотивация: “Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы”.

· 5. Способность к маневрам. Мотивация: “Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение”. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

· 6. Сексуальная реализация. Мотивация: “Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии”.

· 7. Достижение максимально возможной комфортности. Мотивация: “Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Центр здоровья – учреждение службы формирования здорового образа жизни.

Функции:

1) информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

2) оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;

3) формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

4) формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

5) обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

6)  обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний;

7)  консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

8)  разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;

9)  организация в зоне своей ответственности, в том числе в сельской местности, мероприятий по формированию здорового образа жизни;

10)  мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Образ жизни: определение, категории. Влияние образа жизни на здоровье различных групп населения. Роль образа жизни в формировании здоровья женщин и детей. Понятие о медицинской активности, ее параметры.

Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной, коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретных социально – экономических отношений.

Образ жизни – главный фактор, определяющий его здоровье.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни.

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).

Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально-психологическая категория).

Качество жизни (международная аббревиатура понятия «качество жизни» – Quality of Life – QOL) характеризуется комфортом в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).

Как правило, рассматривается четыре ценностных аспекта качества жизни (QOL):

физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональный параметры и т.д.;

психическое QOL: удовлетворенность, покой, радость и т.п.;

социальное QOL: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения;

духовное QOL: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.

Медицинская активность – это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья.

Она включает:

1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;

2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечении, других медицинских мерах;

3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.);

4) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

Болезни органов дыхания (БОД) как медико-социальная проблема. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности.

Класс Х (МКБ-10). Шифруются J00 – J99.

Болезни органов дыхания (БОД). По этому классу заболеваний смертность значительно ниже уровня смертности от БСК и не столь выражены различия между возрастными группами. С 2005 года происходит плавное снижение смертности во всех возрастных группах, наиболее быстрый темп снижения характерен среди мужчин и женщин 40-59 лет (рис.11).

Рисунок 11. Стандартизованные коэффициенты смертности населения трудоспособного возраста от болезней органов дыхания.
Россия, 1989-2014 годы (на 100000)

В структуре распространенности болезней органов дыхания лидируют острые заболевания (острый ларингит, фарингит, трахеит, пневмония и другие), в значительной степени зависящие от уровня инфекционной заболеваемости гриппом и другими острыми респираторными вирусными заболеваниями (ОРВИ).

С позиций сохранения работоспособности и экономических потерь от утраты трудоспособности наибольшее значение имеют хронические заболевания органов дыхания – хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) – группа заболеваний, которая включает хронический обструктивный бронхит, эмфизему, тяжелые формы бронхиальной астмы, хронический облитерирующий бронхиолит), а также бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь. Динамика этих заболеваний весьма разнообразна: заболеваемость хроническим бронхитом снижалась до 2010 года, потом резко возросла, что, возможно, объясняется изменениями в статистическом учете этой группы болезней. Заболеваемость бронхиальной астмой постепенно и постоянно возрастает и увеличилась с 2002 года на 20% по первичной обращаемости и на 39% по показателю распространенности. Показатели других хронических болезней увеличились не очень значительно или постоянно колебались (рис. 12).

Рисунок 12. Динамика заболеваемости взрослого населения России болезнями органов дыхания в целом и по группам этих болезней (2002 год = 1)

Причины особенностей динамики заболеваемости трудоспособного населения хроническими болезнями органов дыхания выявить трудно, но устойчивый постоянный тренд заболеваемости бронхиальной астмой свидетельствует о повсеместной аллергизации населения из-за загрязнения окружающей среды, внутридомового воздуха, продуктов питания, широко распространения курения среди взрослых, что свидетельствует о еще не реализованных мерах борьбы с этими заболеваниями. Пульмонологи отмечают рост заболеваемости ХОБЛ в мире, и ожидается, что к 2020 году эта причина станет третьей среди ведущих причин заболеваемости и смертности в мире. Следует отметить, что данные о распространенности этих заболеваний даже в наиболее развитых странах значительно различаются, так как существует разница между данными медицинской статистики, основанными только на врачебной диагнозе без инструментальных обследований, и на результатах, полученных с применением инструментальных методов, в основном, спирометрии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/12745.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.