Оформление полномочий представителей сторон социального партнерства

Представители сторон социального партнерства

Оформление полномочий представителей сторон социального партнерства

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в социальном партнерстве значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135 «О представителях трудящихся» (1971). Конвенция МОТ N 135 в ст.

2 предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ТК РФ определены два возможных вида представителей интересов работников:

  • Профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов.
  • Иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы. В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положении о первичной профсоюзной организации.

Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа и другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация, или иные представители, избираемые работниками. Иные представители, в соответствии со ст. 31 ТК РФ избираются в случае, когда первичная профсоюзная организация не создана или не объединяет большинство работников.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участие не принимают.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить органы профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На практике полномочия обычно передаются путем обращения в соответствующий профсоюзный орган с заявлением о предоставлении интересов конкретного работника.

Передача полномочий на представительство осуществляется только в организации, на других уровнях она невозможна.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий на представительство не только для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, но и для иных форм социального партнерства, например, участие в принятии локальных нормативных актов.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профессиональной организацией своих полномочий.

В такой ситуации возможны 4 варианта поведения:

  1. Работники, не являющиеся членами профсоюза, передают ему полномочия в порядке, предусмотренном ст. 30 Трудового кодекса РФ.
  2. Созывается общее собрание (конференция) работников и принимается решение предоставить действующей профсоюзной организации полномочия по представительству интересов всех работников организации.
  3. Общее собрание (конференция) поручает выступить от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива).
  4. Общее собрание (конференция) избирает представительный орган (представителя) для ведения коллективных переговоров, участия в управлении организацией.

По смыслу ст. 31 Трудового кодекса РФ:

  • представители работников, не являющихся членами профсоюза, могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в том случае, когда в организации нет первичной профсоюзной организации или она объединяет менее половины работников;
  • от имени работников при отсутствии первичной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники – представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименование, срок полномочий и т.п., отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, коллективным договором, соглашениями. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Представители работодателей и их правовой статус определены в ст. 33 Трудового кодекса РФ.

 Представительство работодателей, как и работников, регламентировано применительно к формам и уровням социального партнерства.

Представителем работодателя – юридического лица является его единоличный исполнительный орган – руководитель. Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, то представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функцию единоличного исполнительного органа.

Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководителем структурного подразделения.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор.

Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п.

Делегирование полномочий или поручение отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Это организация, не имеющая прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально – трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом «Об объединениях работодателей». Будучи некоммерческой организацией, объединение работодателей не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно гарантировать и выполнение работодателем принятых на себя обязательств.

Объединение выполняет лишь представительские функции – правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип подтверждается и правилами определения сферы действия соглашений (ст. ст. 35, 48, 398–408 ТК РФ). От имени объединения работодателей выступает сформированный им исполнительный орган.

Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, которые финансируются из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Работодатели, действующие в интересах государства либо муниципального образования, могут не создавать объединения и уполномочить на представительство своих интересов органы, указанные выше: органы исполнительной власти или местного самоуправления. На практике таким представителем чаще всего выступает государственный орган отраслевого управления или ведомство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например, законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей. На практике органы исполнительной власти наделяются полномочиями на участие в системе социального партнерства путем направления работодателем писем с соответствующим содержанием.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, заключение соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК РФ).

Источник: https://www.protrud.com/2016/05/03/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Стороны социального партнерства и их представители. Органы социального партнерства

Оформление полномочий представителей сторон социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. (ст. 25)

Стороны социального партнерства – работники и работодатели – не могут действовать иначе, чем через своих представителей.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным анием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Представители работодателя.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют: руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами МСУ.

Органы социального партнерства.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ.

Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители: 1. общероссийских объединений профсоюзов, 2. общероссийских объединений работодателей, 3.

Правительства Российской Федерации.

Трехсторонние комиссии могут образовываться и на уровне субъектов и территориальные, на отраслевом уровне.

21. Коллективные договоры и соглашения: понятие, значение, содержание.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий со­циально-трудовые отношения в организации и заключаемый работ­никами с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК)

Сторонами коллективного договора являются работники од­ной какой-то организации, т. е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, предста­вителем которого по уставу организации является ее руководи­тель.

Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения перего­воров и составления проекта коллективного договора выделяют­ся представители каждого из этих профсоюзов с учетом количе­ства их членов.

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей.

м коллективного договора являются условия, опре­деляющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида:

нормативные, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых от­дельным категориям работников за счет средств данной органи­зации (дополнительные отпуска, выходные дни, различные доп­латы). Они действуют весь срок действия коллективного договора;

обязательственные, закрепляющие конкретные обязатель­ства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и по­гашаются обычно раньше срока окончания коллективного до­говора;

организационные — о сроках действия коллективного до­говора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т. п.

Условия договора, ухудшающие против законодательства ус­ловия труда, считаются недействительными.

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Одновременно он является средством укрепления дисциплины труда и направлен на совершенствование производства, улуч­шение качества выпускаемой продукции, организации труда по­вышение его производительности.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории.

и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопро­сов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглаше­ния разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по:

– гарантиям работникам;

– режиму труда и отдыха

– дополнит.пенсионное страхование

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключе­ния определяются трехсторонней комиссией. Срок действия согла­шения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществ­ляют стороны и их представители, а также соответствующие ор­ганы по труду.

22. Порядок заключения и действия коллективных договоров и соглашений.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий со­циально-трудовые отношения в организации и заключаемый работ­никами с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК)

Решение о необходимо­сти заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (кон­ференция) работников организации. Коллективный договор за­ключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в договоре.

Стороны могут продлить его действие на срок не бо­лее трех лет. По окончании срока он продолжает действовать до момента заключения нового договора или изменения, дополне­ния сторонами действующего. Свое действие коллективный до­говор сохраняет и в случае изменения состава, структуры, наиме­нования, органа управления организации, увольнения ее руково­дителя.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем по инициативе одной из сторон может быть пересмотрен.

При смене формы собствености производства он сохраняет свое действие в течение трех месяцев, когда стороны могут начать переговоры о заключении нового или сохранении, изменении и дополнении действующего коллективного договора.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособ­ленного подразделения.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществля­ют стороны и их представители, а также органы по труду. Сторо­ны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Изменения коллективного договора производятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории.

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения под­писывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения).

Подписанное соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на федеральном уров­не—в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федера­ции — в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении ус­ловия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения.

Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществ­ляют стороны и их представители, а также соответствующие ор­ганы по труду.

В ст. 52 предусмотрена правовая от­ветственность для представителей сторон, уклоняющихся от уча­стия в коллективных переговорах по заключению и изменению со­глашения или коллективного договора: они подвергаются штрафу.

Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответствен­ность и представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору.

23. Правовой статус безработного: понятие, права, обязанности, гарантии, ответственность.

Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий рабо­ты и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый к ней приступить.

Регистрация безработных производится органами службы занятости по месту жительства граждан в течение 11 дней со дня предъявления ими паспорта, трудовой книжки (для впервые посту­пающих на работу — справки с места жительства), справки о сред­нем заработке за последние три месяца и других документов (во­инский билет для демобилизованных из армии и т. д.).

Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров — инвалидов III группы), лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для пере­регистрации, а также отказавшиеся в течение 10 дней со дня об­ращения в службу занятости от двух вариантов подходящей ра­боты.

Не признаются безработными и лица, впервые ищущие работу, не имеющие профессиональной подготовки, если они дважды отказываются от любой предложенной работы или от получения профессиональной подготовки. Но такой гражданин имеет право повторно обратиться для признания его безработ­ным.

Не регистрируются как безработные осужденные к испра­вительным работам без лишения свободы.

Безработный имеет правона: 1) выбор места работы путем прямого обращения к работодателю;2) Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в др.

местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и доп. профессиональное образование, получение инфо.

в органах службы занятости 4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ; 5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости 6) социальную поддержку(выплаты).

Безработные обязаны:являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц; участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости; являться на переговоры о трудоустройстве у работодателя в течение 3 дней со дня направления органами службы занятости; являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу); сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу; выбрать 1 из 2 предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Закон РФ «О занятости населения» предусматривает след. виды социальных гарантий: пособие по безработице; выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; возможность участия в оплачиваемых общ-х работах с сохранением получения пособия по безработице.

Источник: https://studopedia.ru/17_112779_storoni-sotsialnogo-partnerstva-i-ih-predstaviteli-organi-sotsialnogo-partnerstva.html

Представители работников и работодателей в системе социального партнерства на уровне организации: порядок наделения полномочиями

Оформление полномочий представителей сторон социального партнерства

Чеха Вадим Витальевич, кандидат юридических наук, начальник отдела кадровой и правовой работы агентства науки и профессионального образования администрации Красноярского края, старший преподаватель кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Красноярского государственного университета.

Представительство и система социального партнерства

В настоящее время весьма актуальными остаются вопросы достижения оптимального баланса интересов работников и работодателей, снижения степени конфликтности между ними посредством организации взаимодействия в рамках системы социального партнерства. Система социального партнерства, в свою очередь, не может функционировать без представительства интересов работников и работодателей.

Представительство в системе социального партнерства, в том числе вопросы, связанные с наделением полномочиями представителей, нельзя отнести к разработанным в науке темам. Тем не менее ТК РФ уделяет определенное внимание вопросам, связанным с наделением полномочием представителей работников и работодателей.

Еще до момента вступления в силу ТК РФ отсутствие доказательств наличия полномочий на заключение договоров в сфере коллективно-трудовых отношений выступало достаточным основанием для признания результатов социального партнерства – соглашений недействительными в судебном порядке .

Тем более такая ситуация может иметь место после принятия Трудового кодекса РФ.

См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2005 N А19-20639/03-13-Ф02-2448/05-С2 // КонсультантПлюс.Статья 25 ТК РФ закрепляет положение о том, что работники и работодатели при реализации прав и обязанностей в системе социального партнерства действуют не иначе как через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Полномочность представителей сторон закреплена в качестве одного из принципов социального партнерства (ст. 24 ТК РФ). Кроме того, п. 1 ст.

11 ФЗ РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” содержит указание на необходимость наделения профсоюзов полномочиями на представительство.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что законодательство устанавливает в качестве необходимого условия для выступления конкретного субъекта в качестве представителя работников или работодателей в системе социального партнерства наличие у него полномочия (права действовать от имени представляемого субъекта – соответствующей стороны социального партнерства).

Как известно, представительство предполагает наличие таких отношений, при которых одно лицо (представитель) оказывает юридическое содействие другому лицу (представляемому) в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами .

При этом представительство не может рассматриваться как прерогатива только лишь гражданского права, в связи с чем в литературе ставится вопрос о его межотраслевом характере . В качестве одного из главных межотраслевых признаков представительства указывают на то, что представитель действует по отношению к третьим лицам от имени представляемого .

Применительно к системе социального партнерства на это прямо указывают статьи 37, 48 ТК РФ.

См. об этом: Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. С. 7. Об этом подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 251; Колоколова Э.Е. Адвокат – представитель в гражданском процессе: Учебн. пособие. М., 2004. С. 33.

См.: Астафичев П.А. Социально-правовая природа народного представительства // Государство и право. 2001. N 11. С. 29 – 30.

Наличие полномочия выступает предпосылкой для выступления одного лица от имени другого в любой отрасли права, включающей нормы о представительстве.

В связи с этим полагаем, что представители работников и работодателей должны иметь в виду возможность возникновения ситуации, при которой необходимо будет доказать противоположной стороне социального партнерства наличие у них права выступать от имени соответствующих представляемых.

Трудовое законодательство не содержит норм, устанавливающих универсальную форму, отражающую передачу полномочия на представительство, аналогично доверенности в гражданском праве.

Соответственно, не вполне ясным является вопрос о том, каким признакам должен отвечать юридический акт наделения полномочием на представительство в системе социального партнерства.

Трудовое право, как самостоятельная отрасль, имеющая собственную сферу регулирования, нуждается в выработке особого механизма наделения полномочием на представительство от имени работников и работодателей.

Решение такого рода задачи затрудняется тем, что представительство работников и представительство работодателей по содержанию существенно отличаются друг от друга. В результате этого различаются формы документов, могущих подтверждать наличие полномочия их представителей.

Тем не менее полагаем, что акт наделения полномочием на представительство в отношениях социального партнерства на уровне организации должен обладать следующими характеристиками:

  • отражение свободного волеизъявления каждого конкретного работника (а не их группы в целом – трудового коллектива (см. ст. 21 ТК РФ)) и конкретного работодателя ;

С учетом сказанного следует признать, как минимум, неудачной и несправедливой по отношению к представителям работников, в том числе по отношению к профсоюзам, норму статьи 43 ТК РФ, согласно которой результаты деятельности представителя работников (действие коллективного договора) распространяются на всех работников организации, в том числе и не уполномочивших представителя.

  • обеспечение достоверной идентификации представляемого работника, то есть акт наделения полномочием, должен содержать указание на признаки работника, достаточные для его идентификации – фамилию, имя, отчество, место жительства, место работы. Применительно к работодателю идентифицирующими признаками выступают наименование и местонахождение;
  • обеспечение безусловного подтверждения наличия полномочия у представителя действовать от имени представляемого с учетом возможности предъявления доказательств наличия полномочия представителю противоположной стороны социального партнерства;
  • отражение возможности наделения представителя правом на участие во всех формах социального партнерства со всеми возможными действиями по представительству интересов или возможности наделения его каким-либо конкретным правом, касающимся отдельной формы социального партнерства (например, правом на заключение коллективного договора или правом на ведение коллективных переговоров);
  • отражение необходимой степени обособленности представителя и представляемого, выступающих в значительной мере зависимыми и одновременно самостоятельными субъектами, обладающими в отношении друг друга правами и обязанностями.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что акт наделения полномочием на представительство представителей работников и работодателей в системе социального партнерства должен иметь письменную форму, которая в наибольшей мере позволяет выступать безусловным доказательством наличия полномочия.

Представители работников

Согласно статье 29 ТК РФ, представителями работников на уровне организации выступают первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

ТК РФ дает возможность выделить несколько возможных вариантов наделения полномочиями представителей работников:

  • при отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации работники наделяют полномочием на представительство какого-либо субъекта (кроме профессионального союза), могущего выступать в таковом качестве (общественная организация, обладающая соответствующей правоспособностью, а также физическое лицо (ст. 31 ТК РФ)). Конкретный порядок наделения полномочием в данном случае ТК РФ не определяет;
  • при наличии в организации профсоюза работники, не являющиеся его членами, наделяют профсоюз полномочием (ст. 30 ТК РФ). Каких-либо указаний на счет способа наделения полномочием в этом случае ТК РФ не содержит, за исключением статьи 31, в которой указано, что при наличии на предприятии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, работники – нечлены поручают ей представительство своих интересов на общем собрании (конференции);
  • работник вступает в профсоюз, могущий осуществлять представительство его интересов на основании ст. 29 ТК РФ, ФЗ РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” приобретая таким образом статус члена и одновременно статус представляемого. Полагаем, что вступление в члены профсоюза одновременно возможно рассматривать как акт наделения полномочием на представительство, при условии, если вступающий в члены подписывается в заявлении о приеме или в ином документе под тем, что конкретный профессиональный союз вправе выступать представителем в системе социального партнерства от его имени.

Исходя из сказанного, письменная форма акта наделения полномочием представителя работников в системе социального партнерства может иметь следующие разновидности:

  • заявление работника – нечлена профсоюза на имя действующего в организации профсоюза, содержащее указание на передачу полного или частичного полномочия на представление интересов на основании статьи 30 ТК РФ . Полагаем, что данное заявление должно содержать указание на фамилию, имя, отчество, место жительства и место работы представляемого работника, наименование представителя, которому доверяется выступать от имени представляемого, содержание передаваемого полномочия и полную подпись представляемого;

КонсультантПлюс: примечание.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/19419-predstaviteli-rabotnikov-rabotodatelej-sisteme-socialnogo-partnerstva-urovne

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.