Защита прав потребителя        24 июля 2018        50         0

Дети с овз и инвалиды

Дети с овз и инвалиды

В образовательных учреждениях Пермского края реализуются адаптированные образовательные программы различной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов всех категорий: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, в том числе – специальные индивидуальные программы развития для обучающихся с тяжелыми (множественными) нарушениями развития.

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется, в общей сложности, в более, чем в 500 школах края, в том числе, функционируют 55 отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Эти нормы согласуются с федеральными законами:

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.

Читать еще -->  Какие выплаты полагаются при рождении ребенка второго ребенка

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями по-своему уникальны, поэтому коррекционная помощь должна быть максимально индивидуализирована. Здесь требуется кропотливая, терпеливая и целенаправленная работа. Педагоги должны четко представлять, какую методику обучения лучше всего применить к конкретному ученику, как помочь ему справиться с возникшими в ходе обучения трудностями, связанными преимущественно с его болезнью.

Там же содержится информация касаемо психологических и педагогических особенностей развития конкретной личности, а также результаты диагностики по этим направлениям. Затем соответствующие рекомендации относительно сопровождающей работы группируются в портфолио ученика.

Дети с овз и инвалиды

Каждому ребенку-инвалиду созданы условия в зависимости от заболевания. Так, для детей с нарушением зрения созданы следующие условия: щадящий зрительный режим, использование упражнений для снятия зрительного утомления, индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим и ориентировке в пространстве. Детей с речевым нарушением сопровождает учитель-логопед.

В ДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеется учитель — логопед, который проводит диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывает коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов

-для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Читать еще -->  Социальные налоговые вычеты на обучение

Семинар-практикум для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

В эту группу заболеваний входят различные патологические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, агрессивный хронический гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).

Инфекционные заболевания нервной системы — менингит, микроцефалия, олигофрения инфекционного происхождения, гидроцефалия, задержка психического развития, энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея, полиомиелит, невриты (лицевого нерва, тройничного нерва, седалищного нерва, плечевого сплетения, полиневриты), сифилис нервной системы, туберкулез нервной системы;

ФГОС для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК).

В случаях наличия сомнений в правильности выбора родителями места обучения ребенка с ними должна быть проведена консультативная беседа с предложением воспользоваться направлением на медико-психолого-педагогическую комиссию и получения консультации по поводу образовательных потребностей будущего школьника и наиболее эффективных условий их удовлетворения.

Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды

Для слабовидящих обучающихся, выпускников прошлых лет экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).