Защита прав потребителя        02 августа 2018        32         0

Анализ правового статуса представителей сторон социального партнерства

Представители сторон социального партнерства

Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношении на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Таким образом, во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это соответствующие объединения работодателей, под которыми понимается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Анализ правового статуса представителей сторон социального партнерства

Нетрудно заметить, что именно на уровне отдельно взятого хозяйствующего объекта должна происходить вся черновая работа по реализации социальной организации труда, по согласованию интересов работодателей и наемных работников, что не может быть осуществлено без допуска персонала к обсуждению и выработке управленческих решений в этой области.

Для практического достижения и решения социальных целей и задач необходимо пересмотреть сложившееся представление о предприятии. Очевидно, что оно должно рассматриваться как социально-экономическая система, образуемая несколькими взаимозависимыми подсистемами: технической, технологической, организационной, экономической, социальной и экологической. Причем в социально ориентированной рыночной экономике приоритет должен быть отдан трем последним подсистемам.

Правовой статус объединений работодателей в сфере социального партнерства по законодательству России и зарубежных стран (сравнительно-правовое исследование) Рожко Галина Борисовна

регулирующего социальное партнёрство в сфере труда с целью повышения
значимости социальных партнёров как субъектов социально-партнёрских
отношений посредством участия в органах социального партнёрства. В
диссертационном исследовании сформулированы авторские дефиниции
«правовой статус объединений работодателей», «гарантии прав объединений
работодателей», предложены классификации функций объединения

В общем смысле «функция» (от лат. functio – отправление, деятельность40, исполнение, осуществление41) означает круг деятельности, назначение, обязанность. К примеру, в науке социологии функция рассматривается как роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (функция государства, семьи и прочее в обществе)42. В юридической науке «функция» характеризует социальную роль государства и права43. В настоящем параграфе мы задаёмся целью рассмотреть основные функции объединений работодателей в качестве элементов их правового статуса. С целью выявления и сравнения основных функций работодателя обратимся к международной практике, где, к примеру, в трудо-правовой науке Германии работодатель (Arbeitgeber) является партнёром работника, предоставляет за определенную плату зависимую работу (abhngiger Arbeit), в соответствии с трудовым договором имеет право требовать от работника выполнения работы (Anspruch auf die Arbeitsliestung) и берёт на себя обязательство выплачивать оговоренное вознаграждение (vereinbarte Vergtung), пособие по социальному обеспечению44. Из вышесказанного следует, что любая деятельность работодателя направлена на реализацию его законных прав и соответственно корреспондирующих им обязанностей. Как справедливо отмечает В.М. Лебедев, работодательская власть ограничивается целями, задачами организации45. Учитывая научное понятие функции, рассматриваемой нами как деятельность, функции объединений работодателей определяются их целями и задачами, в процессе выполнения которых реализуются основные права и обязанности.

Читать еще -->  Получить гражданство рф по упрощенной системе

Анализ правового статуса представителей сторон социального партнерства

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения. Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей.

Правовое положение представителей работников в социальном партнерстве

Особенностью представительства в социальном партнерстве является то, что оно не может осуществляться отдельными работниками и работодателями вне их связи с трудовыми коллективами, объединениями работодателей. Так, работник не может выступить от своего имени с инициативой заключения коллективного договора. Но на него распространяются льготы, гарантии коллективного договора, заключенного в установленном законом порядке.

Первичная профсоюзная организация имеет право участвовать от имени работников и в управлении организацией. Так, ст. 16 Федерального закона « О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» предоставляет право первичной профсоюзной организации по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.

Органы социального партнерства

Поэтому российское законодательство говорит об органах социального партнерства применительно к постоянно действующим организационным структурам, в рамках которых осуществляется взаимодействие представителей субъектов социального партнерства и принимаются юридически значимые решения.

Термин «орган» происходит от греческого organon (орудие, инструмент) и обычно определяется как часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение; государственное или общественное учреждение, организация [3] . Очевидно, что у социального партнерства как способа регулирования социально-трудовых отношений, не являющегося ни предметом материального мира, ни субъектом права, нет и не может быть отдельных частей, имеющих специальное назначение.

Вопрос 30

Глава 4 Трудового кодекса (ст. 29—34) закрепила представи­тельство работников и работодателей как социальных партнеров. Представителями работников в социальном партнерстве являют­ся профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 29 ТК).

И хотя в ст. 31 ТК указано, что при отсутствии профкома, или объединении профкомом менее половины работников орга­низации работники могут поручить иному представителю пред­ставлять их интересы, однако ни в ст. 29 ни в ст. 31 Кодекса ничего не говорится о трудовых коллективах. В то же время, ко­гда говорится об общем собрании работников организации, то имеется в виду, например, его правомочность: половина или 2/3 по отношению ко всему трудовому коллективу организации.

Стороны социального партнерства

В случае когда работники данного работодателя не объединены в какие либо первичные профсоюзы или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции работников) из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган) тайным голосованием. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзными организациями своих функций. Данное правило интерполировала в трудовое законодательство из конвенции прав № 135 о представителях трудящихся 1971 года.

Читать еще -->  Получить полис омс на новорожденного москва

СП является одной из качественных характеристик трудового права как отрасли и более того одним из основных отраслевых принципов. Социальное партнерство является характерным проявлением социального назначения отрасли. Социальное партнерство основано на открытом диалоге сторон трудовых отношений или их представителей при участии органов местного самоуправления и предполагает согласование их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними. Таким образом основной задачей социального партнерства является установление и поддержание социального мира в сфере труда путем совершения его сторонами взаимных, согласованных действий направленный в сфере на улучшение положения работника. В результате деятельности сторон СП появляются акты СП – это нормы-соглашения, нормативные договоры, формирующие отдельную группу источников трудового права. Значение СП может быть проиллюстрировано через систему принципов трудового права (5 принципов из статьи 2 ТК РФ имеют прямое отношение к этому институту)

Анализ правового статуса представителей сторон социального партнерства

Действующее трудовое законодательство содержит легальное определение термина «социальное партнерство в сфере труда». Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Для такой формы социального партнерства как коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению рассматриваемый принцип означает равную возможность любой из сторон социального партнерства проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров либо соглашений. При этом представители сторон имеют равное положение, как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона на голосовании имеет равное количество голосов 21 .

Анализ правового статуса представителей сторон социального партнерства

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.