Защита прав потребителя        30 июля 2018        28         0

Административная ответственность в экологическом праве

Административная ответственность в экологическом праве

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это – повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Административная ответственность в экологическом праве

— ответственность за нарушение правил охраны и использования недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).

Экологические правонарушения

  • Засорение или истощение подземных вод и источников, нанесение им вреда, повлекшее за собой изменение их природных качеств. Особенно, если оно несет в себе опасность для животного и растительного близлежащего окружения.
  • Нарушение норм допустимых выбросов в атмосферу разнообразных вредных веществ или неправильная эксплуатация технических устройств и сооружений, повлекшая за собой загрязнение или изменение свойств воздуха.
  • Загрязнение морей и водных источников вследствие сброса веществ и материалов, которые имеют вредоносное воздействие на состояние здоровья человека или других живых ресурсов.
  • Отравление или загрязнение земельных площадей вредоносными продуктами хозяйственной деятельности вследствие неправильного использования и применения удобрений или ядохимикатов, а также возникшие вследствие неаккуратной их транспортировки.
  • Уничтожение или нанесение ущерба естественному или искусственно созданному лесному фонду в результате неправильного или неаккуратного обращения с огнем или другими источниками потенциальной опасности.
  • Незаконная вырубка леса или уничтожение отдельных видов растительной их части, совершенные в значительных размерах, нарушающие общий баланс природной среды.
  • Незаконная охота или истребление животных, нанесение ущерба в крупных размерах, а также с применением транспортных средств или взрывчатых веществ, отравляющих газов, применяемых в отношении фауны лесов и заповедников.
  • Незаконный вылов рыбы или морских млекопитающих, а также растительности, если они влекут за собой нанесение крупного ущерба и производятся с использованием самоходных транспортных средств, химических или взрывчатых веществ.
  • Производство лесоповала, сооружение незаконных строительных конструкций (дамб, мостов), если они повлекли за собой массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  • Производство вредных для окружающей среды отходов, их неправильная транспортировка и хранение, а также утилизация с помощью выброса в окружающую среду.
  • Незаконное или неаккуратное обращение с материалами радиоактивного воздействия.
  • Нарушение норм безопасности и санитарных правил, которые установлены действующим федеральным законодательством.
Читать еще -->  Оформление льготного проездного для студентов

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Административная ответственность в экологическом праве

– предупреждение; — штраф, который определяется в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда; — конфискация орудий рыболовства и других средств нарушения экологического права; — конфискация незаконно добыто продукции; — лишение права на охоту; — приостановление действия, аннулирование лицензий на осуществление видов экологической деятельности, лицензий на пользование природных ресурсов; — приостановление, прекращение работ, деятельности предприятия, отдельных цехов, агрегатов; — прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

Административная ответственность за экологические правонарушения

К экологической информации относится также информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» указанную информацию обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Порядок предоставления Росгидромету информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128.

Давность привлечения к административной ответственности, т.е. срок, в течение которого может быть назначено наказание, устанавливается в ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок для вынесения постановления по делу составляет два месяца со дня совершения правонарушения, а специальный срок, касающийся некоторых категорий правонарушений (нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.), в том числе правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации, равен одному году.

Административная ответственность в природопользовании

Вопросам, связанным с охраной рек, водоемов и прочих объектов водопользования, посвящена гл. 6 ВК РФ. В ней установлен запрет на сброс и захоронение в водах отходов, радиоактивных веществ, поскольку они приводят к загрязнению. За нарушение этих требований установлены административные санкции — штраф (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ). Водопользователи, занятые сплавом леса, обязаны регулярно проводить очистку рек от затонувшей древесины (ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ).

Читать еще -->  Больничный лист фонд социального страхования

Статьи 8.24—8.31 КоАП РФ посвящены ответственности за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, правил использования лесов, правил лесовосстановления и лесоразведения, ухода за лесами, самовольное использование лесов, уничтожение лесных ресурсов, требований к охране лесов, за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников и др.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

Административная ответственность в экологическом праве

Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

Административная ответственность предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

Ответственность в экологическом праве: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Экологическому праву

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление. Объект экологического преступления — компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

Понятие экологического преступления сводится к следующему. Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов.

Административная ответственность за экологические правонарушения

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т.п. (ч. 2 ст. 19.4).

В ст. 7.2, устанавливающая ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй — наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п. знаках, в третьей — о пунктах государственных геодезических сетей и т.п.